"Война и мир" - один из самых "густонаселенных" романов мировой литературы. Тысячи лиц являются читателю: одних мы видим мельком, за другими будем следовать на всем протяжении их романного бытия. В эпосе - а перед нами роман-эпопея - не может быть одного или нескольких главных героев, ибо объект художественного осмысления автора здесь не отдельно взятая личность, а нация в целом: народ и сущностные свойства русского национального характера. И центральные герои романа Толстого в своих поисках пути, в дерзаниях и в смирении идут к обретению одного высшего смысла: слияния со своим народом, самоотождествления с ним. И здесь вновь необходимо вернуться к лермонтовской концепции народности, ставшей для Толстого истоком его историко-художественной системы: народность состоит не в нивелировке личности большинством, но в стремлении человека жить по народным моральным нормам. Трагически осознанный Толстым разрыв образованной аристократии и крестьянства многократно усложняет путь духовных поисков его героев. Через самовозвеличение и через самоотрицание идут они к тому, что считает Толстой высшей правдой. Принципиальное отличие художественного метода Толстого от художественного метода Достоевского в том, что Толстой не ищет истину со своими героями, он ее изначально знает. В столкновении авторского знания и мучительных поисков героев и состоит пафос романа, ибо только с позиции высшего знания может автор столь глубоко исследовать психологию персонажей, анализировать и объяснять читателю диалектику человеческой души. И чем сложнее эта диалектика, чем глубже личность героя, тем запутанней, мучительней его путь и тем ценнее конечная победа истины над ложью.

Похожие сочинения

  1. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  2. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  3. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  4. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  5. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....смотреть целиком
  6. Искусство создания характера ("Война и мир")
    В начале XX века Л.Н. Толстого называли «учителем в жизни и в искусстве» и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста...смотреть целиком
  7. Николенька Иртеньев — прямой предшественник героев «Войны и мира»  Новое!
    Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», которую нередко называли «элегией в прозе», была задумана как роман или, говоря точнее, как эпопея развития человеческого характера. И если первоначальный замысел не был реализован в полной мере («Молодость»...смотреть целиком