К началу 60-х гг. XIX в., когда Толстой приступил к созданию «Войны и мира», у него уже выработалась своя историко-фи­лософская теория, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность отдельного человека может быть осмысленной и ра­зумной, может иметь свою цель. Развитие же чело­вечества в целом происходит бессознательно, стихий­но. Конечные цели истории, если они и сущест­вуют, людям неизвестны.

Толстой признавал наличие некой внешней силы, которая направляет ход истории. Это провидение, фатум. «Человек сознательно живет для себя, — счи­тает автор, — но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих це­лей». В полном соответствии с такой концепцией писатель отрицает роль личности в истории, потому что никто не в состоянии предопределить ход исто­рических событий и руководить массами людей, жи­вущих стихийной, «роевой» (как пчелы) жизнью. Можно лишь догадываться о смысле совершающих­ся событий и не мешать их развитию. Такие люди по справедливости заслуживают названия великих. Для Толстого это Кутузов, но никак не Наполеон, который прямо противопоставлен русскому полко­водцу как выразитель индивидуалистического, анти­гуманного мировоззрения.

В Кутузове Толстой прежде всего выделяет те на­родные, национальные черты, которые в той или иной степени были присущи и другим положитель­ным героям романа (от простых солдат до Тушина и Болконского). Он является олицетворением духов­ной силы и талантливости народа. Осмысливая всю деятельность Кутузова с позиций «мысли народ­ной», Толстой подчеркивает внутреннюю близость полководца к солдатам, его простоту и скромность, естественность и отвращение к любой фальши, на­пыщенным речам и псевдопатриотизму.

В соответствии со своей философией истории Тол­стой настаивает на том, что Кутузов был преиму­щественно наблюдателем, что он не вмешивался в события, которые и без него совершались в долж­ном направлении. «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, место, на котором стоят войска, не количество пу­шек и убитых людей, а та неуловимая сила, назы­ваемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Разумеется, ни в коем случае нельзя преувеличи­вать «бездеятельность» Кутузова. Это очень осмотри­тельный, проницательный и мудрый человек. Тол­стому даже приходится вступать в полемику с теми историками и мемуаристами, которые настаивали на пассивности Кутузова в Отечественной войне 1812 г.По мысли Толстого, сила Кутузова заключалась в том, что он, в отличии от Наполеона, учитывал объективный ход событий, понимал народный характер войны 1812 г. и был кровно связан с жизнью своего народа. Наполеон же в изображении автора «Войны и мира», во всех действиях, во всей жизни своей руководствовался только стремлением к личной славе и безграничной власти. Поэтому его величие оказа­лось мнимым, его грандиозные планы — авантюристи­ческими. Для Кутузова представление о добре и зле соотносилось с народным мнением, Наполеон же ру­ководствовался только индивидуалистическим сознани­ем: «...в его понимании все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представле­нием того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это». Наполеон убежден, что все в мире зави­сит только от его воли. С этим же связана столь характерная для его поведения фальшь, неестествен­ность, актерская игра, даже перед портретом сына.

Чехов заметил однажды в письме к одному из своих знакомых (25 октября 1891 г.): «Каждую ночь просыпаюсь и читаю «Войну и мир». Читаешь с таким любопытством и таким наивным удивлением, как будто раньше не читал. Замечательно хорошо. Только не люблю тех мест, где Наполеон. Как На­полеон, так сейчас и натяжки, и всякие фокусы, что­бы доказать, что он глупее, чем был на самом деле».

Но Толстой вовсе не ставил перед собой задачу дать объективное изображение Наполеона. «Война и мир» — не научное иссле­дование, а художественное произведение, автор ко­торого создает своего Наполеона, воплощающего мир насилия, индивидуализма и самоуверенности.

Толстому (писателю, а не историку) необходимо было показать французского императора как цинич­ного и самовлюбленного деспота. Комплекс «наполео­низма», который в те же 60-е гг. разоблачал Достоев­ский в «Преступлении и наказании», был для Тол­стого выражением идей разъединения и разобщения.

В романе «Война и мир» Наполеон сравнивается с шахматным игроком, который руководствуется рассу­дочными, рационалистическими правилами игры. Од­нако он терпит поражение не от шахматного зна­тока, превзошедшего его в более тонком расчете. Его победила «дубина народной войны», не диспозиции штабных теоретиков, а то патриотическое воодушев­ление, которое было свойственно каждому русскому человеку.

Похожие сочинения

  1. Семья Ростовых и семья Болконских
    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....смотреть целиком
  2. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Любимые страницы романа Л.Н. Толстого
    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...смотреть целиком
  5. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....смотреть целиком
  6. Петя Ростов 2
    Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» огромное эпохальное полотно. Перед читателем показаны судьбы отдельных героев и целых семей, например, семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Любой роман состоит из отдельных эпизодов, сюжетно связанных между собой....смотреть целиком
  7. Духовная высота «простого человека» в романе Толстого «Война и мир»  Новое!
    Духовную красоту «простого человека» я хочу показать на примере Платона Каратаева. После казни «поджигателей» у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера «как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым,...смотреть целиком