Композиция «Войны и мира « поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они
нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев
связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой
исторически правдиво создаёт образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в
репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей мы прежде всего видим проявление той «теплоты патриотизма»,
которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.
Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде
Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С
топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического
чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для
него не люди, а враги и только враги.
Мы ещё не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых
словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия». Движения его
ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в
порыве, в действии. Так же динамична его речь: «Один и навернись... Я его таким манером и сгрёб... Пойдём, говорю, к
полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол,
Христос с вами...»
Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый
полезный и храбрый человек, но и «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».
Полной противоположностью Тихона Щербатого является Платон Каратаев. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех
людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть
«торжественное благообразие». И внешний облик Каратаева, и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и сам
характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях, - всё резко отличает его от Щербатого.
Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый солдатик Апшеронского полка»
мыслит такими афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». В этих
пословицах – веками слагавшаяся философия терпения, покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы, в
которых слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех,
кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать».
В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду.
«Солдатик Апшеронского полка» навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.
В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей. Живёт в нём и вера в гибель нашествия.
Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не
робок, но любовь его не обернётся ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни
пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том
числе, лишена для него значения: «...жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она
имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». И на вопрос: «Ты кто же, солдат?» – он отвечает
во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка» – и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище...»
В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел
в жизни. И всё-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно.
Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Писатель
прославляет не пассивный, а борющийся народ: «...благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как
по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею
до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью

Похожие сочинения

  1. В поисках смысла жизни (по роману Толстого "Война и мир")
    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...смотреть целиком
  2. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  3. Образ простого народа в романе «Война и мир»
    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...смотреть целиком
  4. Любимые страницы романа Л.Н. Толстого
    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...смотреть целиком
  5. "Война и мир" как роман-эпопея
    Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик...смотреть целиком
  6. Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы
    XIX века. Мастерство изображения мира человеческих чувств в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман \"Война и мир\",...смотреть целиком
  7. Первое знакомство с образом Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир»
    Он вошел в гостиную Анны Павловны Шерер, массивный, толстый молодой человеку стриженою головой в очках. Толстой бесконечно подчеркивает: «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий,...смотреть целиком