Девятнадцатый век - век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму. Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.
Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа “Война и мир” Толстого. Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо. Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухое - тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно. И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь - это жизнь. Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: “Делай добро, инач
е зачем жить”.
В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества. Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.
После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются “Союз спасения” и “Союз благоденствия”, деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок. Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.
Молодежь второй половины века ждало разочарование в “отцах”. Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм (отрицание устаревших норм).
Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление - разрушать -пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. “Сначала нужно сломать, а там- посмотрим”. Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное- духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так. Система должна быть уничтожена -в этом его правда.
Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество - это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни. Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.
Герои ищущие и мыслящие были всегда. Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке. Герои, потерявшие и уставшие, - в XX.

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»
    Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...смотреть целиком
  5. Сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская
    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку — это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...смотреть целиком
  6. Духовные искания Андрея Болконского
    Героев книги “Война и мир” можно условно разделить на три категории: “мертвые жизни”, статичные персонажи, полагающие внешние салонные проявления жизни ее сущностью; герои, ”ощущающие” жизнь, обладающие способностью чувствовать “полноту жизни” настолько,...смотреть целиком
  7. Образ княжны Марьи  Новое!
    В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных...смотреть целиком