Главным героем романа-эпопеи является народ. Исторический материал только укрепил Толстого в правильности вывода о том, что судьбы страны определяет народ — вывода, имевшего прогрессивное значение и сближавшего писателя с демократической идеологией «шестидесятников».

В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» Толстой специально предупреждал, что он не собирается останавливаться »а «ужасах крепостного права», и просил не искать в его книге того, чего он «не хотел или не умел выразить». Сюжет произведения строился в первую очередь на изображении жизни представителей высших сословий, но «мысль народная» определила стиль романа, с помощью которой дается четкая и определенная характеристика Наполеону и Кутузову, Адольфу Бергу и Пьеру Безухову, Элен Курагиной и Наташе Ростовой.

Мысль народная выражена в «Войне и мире» не только в картинах, сценах, рисующих массовый патриотический подвиг народа, НО и но многих индивидуальных судьбах героев произведении. Народное начало, простота и естественность поведения даже к минуты смертельной опасности, скромность и человечность проступают в характере и поведении ротного Тимохина, капитана Тушина, чья внутренняя красота, нравственное достоинство и бесстрашие скрыты под «домашней», негероической внешностью. Этот принцип изображения распространяется и на многих других героев Толстого; начало его можно заметить уже в ранних военных рассказах писателя 50-х годов. Приобщение к народному сознанию помогло Андрею Болконскому, Пьеру Безухову отрешиться от эгоизма и своекорыстных помыслов.

Наиболее полно и непосредственно «мысль народная» выражается у Толстого при раскрытии темы войны. В отличие от традиций исторической романистики писателя интересовала прежде всего не историческая сторона изображаемых им событий, а нравственный смысл поступков, которые совершали люди в ходе военных действий. Поэтому он по-разному оценивает те войны, которые ведись за пределами России (1805—1807 гг.) и были чужды подлинным интересам народа, и Отечественную войну 1812 г.— войну оборонительную по самой своей сути, вызвавшую невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости. Эта тенденция Толстого была связана с многовековой национально-художественной традицией. По словам Д. С Лихачева, в древнерусской литературе крупнейшие воинские повести «посвящены оборонительным сражениям в пределах Русской земли»; здесь «вырабатывается нравственный кодекс войны», который отражен и в «Войне и мире».

Продолжая то новое изображение войны, которое наметилось уже в его севастопольских рассказах, Толстой менее всего стремится к изображению внешней стороны сражений с «гарцующими генералами» и т. д. Равным образом, громкие слова о любви к отечеству не свойственны толстовским героям, солдатам, мужикам. Эффектные речи произносят как раз те персонажи, которые не пользуются сочувствием писателя: это становится даже знаком их лживости или хвастовства. Берг, у которого за душой вообще не было ничего святого, который в самое тяжелое и грозное время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства… такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве… нет никаких слов достойных, чтобы их описать…» Таков стиль Берга, но не Толстого и его любимых героев. Они не произносят патетических речей, но «скрытая теплота патриотизма» в них ощущается постоянно, и это относится не только к Ростовым или Болконским. Никто, например, не соглашается оставаться под властью Наполеона в Москве, даже далеко не лучшие из действующих лиц романа, даже родственница Пьера Катишь, которая говорит:

* «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».

Долохов, причинивший немало несчастий многим героям романа, встретив Пьера во время Бородинского сражения, просит у него прощения и со слезами на глазах обнимает и целует его. Даже Анатоль Курагин не остался в стороне от общенационального патриотического подъема. Не сказано, как именно вел он себя во время Бородинской битвы, но он там был, получил тяжелое ранение, и символично, что он оказывается на операционном столе рядом с князем Андреем, который при виде своего смертельного врага испытывает теперь «восторженную жалость и любовь к этому человеку».

Не суета, а простые и естественные чувства владеют Андреем, Пьером, Петей Ростовым и многими-многими другими во время войны. Они думают не о себе, а прежде всего стараются помочь другим, как это делает Наташа, требуя отдать подводы не для перевозки имущества, а для спасения раненых. Однако, прославляя героизм русских людей, так ярко проявившийся во время Отечественной войны, описывая общенациональный подъем, Толстой в то же время не забывает, что война есть суровое и жестокое испытание, сопряженное с громадными потерями, смертью тысяч и миллионов людей, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война — не «игра», затеянная Наполеоном, не красивое зрелище, как показалось сначала Пьеру на Бородинском поле, а нечто страшное, противоестественное, ужасное. В картине Бородинского сражения, особенно в заключительных главах, нет традиционной патетики. В авторском описании ощущается скорбное раздумье о многих убитых и раненых, что подчеркивается контрастным сопоставлением с миром природы (характерно использование в данном случае слов с уменьшительными суффиксами):

* «Над всем полем,, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?..»

Война, по Толстому,— явление антигуманное, противоречащее самой человеческой натуре; она может только разъединять, а не соединять людей. Только чудом можно объяснить спасение Пьера, захваченного в плен, когда на мгновение он и маршал Даву, известный своей жестокостью, «поняли, что они оба дети человечества, что они люди». Толстой совершенно убежден, что нормой для человечества является мир, который один только и может привести людей к взаимопониманию, объединению на началах добра, справедливости и доверия.

Художественное своеобразие. «Война и мир» занимает особое и почетное место как в творчестве самого Толстого, так и в истории русской и мировой литератур, в развитии художественной культуры всего человечества. В произведении органически сочетается невиданный ранее размах эпического повествования, с глубиной психологического проникновения в судьбы людей, их сложный и нередко противоречивый внутренний мир.

Еще Пушкин писал о диалектической связи судьбы человеческой с судьбой народной. Этот принцип стал основным для Толстого. Поэтому между историческими событиями, развивающимися, по убеждению писателя, по своим, неизвестным людям, законам, существует с судьбами героев романа глубинная связь, выраженная не прямо, не примитивно, но в сложных «сцеплениях», в соотнесенности, которая позволяет выработать объективные критерии для оценки человеческой личности.

Толстой, принципиально не принимает любую теоретическую схоластику, отъединяющуюся от реальной, простой, естественной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не х.отел». Именно по этой причине князю Андрею не нравился Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума…». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусственность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, «запрограммированность» отвергаются Толстым и его любимыми героями. «У него все назначено, а я этого не люблю»,— говорит Наташа о Долохове.

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. «Гроза двенадцатого года» (по роману Толстого «Война и мир»)  Новое!
    «Война и мир» — это национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года. Отечественная война, как гроза, прокатилась над Россией, выдвинув на передний план главную силу исторического процесса — народ. Народ в романе — это все лучшее, что...смотреть целиком
  3. Наташа Ростова и Андрей Болконский (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
    Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением...смотреть целиком
  4. Мои размышления над романом Толстого «Война и мир»
    В «Анне Карениной» увлекательное начинается сразу, с первых строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Мы погружаемся в чужую сложную жизнь, едва успев открыть...смотреть целиком
  5. Любовь в жизни Наташи Ростовой
    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...смотреть целиком
  6. Платон Каратаев – воплощение всего русского, доброго
    Платон Каратаев - воплощение всего русского, доброго и круглого, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: « Образ...смотреть целиком
  7. Тема чести и человеческого достоинства в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    Для Л.Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так...смотреть целиком