В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о * Мертвых душах>, , . О Достоевского сам Л. Толстой говорил, что дальше В , казалось бы, сцена в салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь не повторяется. Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемся среди героев книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только в этом. В ней, конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизо-дах романа Достоевского, намечены все основные проблемы произведения, первые же слова, которые звучат в салоне, - рассужде-ния о Наполеоне, о войнах, об Антихристе. В дальнейшем это най-дет продолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсче-тах числового значения имени этого . Вся тема книги - война и мир, истинное величие человека и ложные куми-ры, божеское и дьявольское.По расстановке действующих лиц сцена напоминает пьесу . Только что оказавшийся в петербургском свете Пьер попал, , в общество, которому он чужд и которого он совершенно не понимает. Подобно Чацкому, Пьер вступает в ненужные споры, восстанавливает против себя все общество, рискуя заслужить репутацию сумасшедшего. В среде бежавших от Наполеона роялистов-эмигрантов п русских царедвор-цев Пьер провозглашает, что . Как и Чацкий, Пьер не понимает, перед кем он , и, говоря словами Пушкина, мы должны признать, что Пьер, как Чацкий, . Вмешатель-ство Болконского, к счастью, послужило к прекращению спора, по-гасило страсти. Однако напрасно после приема у Шерер князь Анд-рей предупреждает Пьера насчет его дальнейшего поведения в свете. Пьер, увы, едет кутить к Курагину...Вернемся в салон Анны Павловны. Главное для нас - просле-дить, как завязываются основные линии героев книги в этой пер-вой сцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже с первых страниц. В. Курагин - хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без его теплоты и велеречивости, об-рисованной, однако, Грибоедовым не без симпатии... Петербургская публика - это все-таки не московское барство. Василий Курагин - расчетливый, холодный проходимец, хотя и князь, и в дальнейшем будет искать ловкие ходы . Анатоль, его сын, о котором он упоминает в разговоре с Шерер, , причинит много горя Ростовым и Болконским. Другие дети Курагина - Ипполит и Элен - безнравственные разрушители чужих судеб. Элен уже в этой первой сцене далеко не так безобид-на, как может показаться на первый взгляд. В ней еще не было и тени кокетства, но она вполне сознает свою красоту, ... Многозначительная деталь! Улыбка ее (самое ужасное, что может быть в человеке, по мне-нию Толстого, - это его духовная неподвижность), а выражение лица Элен полностью зависит от выражения лица Анны Павлов-ны - Толстой специально это подчеркивает. Три женщины в сало-не, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет Шерер с работой богинь, прядущих нить человеческой судь-бы. Другой мотив, связывающий с античностью, - античная красота Элен. Эта же античная красота делает ее похожей на бездушную статую.Линия князь Андрей - Лиза будит воспоминания о гомеров-ской . , - говорит Болконский, объясняя при-чины своего близящегося отъезда на войну. Лиза Волконская, по контрасту с мертвенностью Элен, оживленная и деятельная, играет роль Пенелопы (князь Андрей в разговоре с Пьером подчеркивает ее верность и преданность), но какой-то рок заставляет Болконско-го-Одиссея, ощущающего глубокий разрыв со всем окружающим, резко порвать с привычным укладом и идти навстречу неизвестнос-ти и возможной гибели.Вообще из всех действующих лиц, появившихся в первой сцене, Болконский наиболее загадочен и вызывает наибольшее уважение.Смысл сцены у Анны Павловны перекликается с эпилогом книги. В эпилоге опять возникают споры о мире и войне, там при-сутствует маленький сын князя Андрея, незримо присутствовав-ший и тогда в салоне Шерер. Ключевой момент сцены - обсужде-ние слов аббата Морио о вечном мире. Хотя аббат больше не по-явился на страницах , главное слово произнесено, и великая книга открывается и заканчивается спором о возможнос-ти вечного мира. Такой проект, конечно, в идеале возможен, про-блеме вечного мира и посвятил свое творение Лев Толстой. Непре-взойденный, разумеется, с тех самых пор, как на землю пришел Христос, проект, способный послужить во благо всему человечеству.

Похожие сочинения

  1. Семья Ростовых и семья Болконских
    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....смотреть целиком
  2. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе эпопее «Война и мир»  Новое!
    План сочинения 1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого. 2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе. - Особенности портретной живописи в романе. - Внешняя непривлекательность и внутренняя...смотреть целиком
  5. Каков смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»  Новое!
    Война и мир — это все в человечес­кой жизни, ее универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. С. Г. Бочаров Л. Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаг­лавить его так: «Все хорошо, что...смотреть целиком
  6. Тема семьи в одном из произведений русской литературы
    В романе “Война и мир” Толстой наряду с народной выделяет тему семьи и личного счастья, которая играет важную роль в жизни каждого персонажа произведения. Испытанию любовью подвергаются практически все герои романа “Война и мир”. К истинной любви...смотреть целиком
  7. СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ В ОЦЕНКЕ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
    Образ Андрея Болконского в романе - один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея,...смотреть целиком