Война 1812 года, когда усилия всей русской нации, всего, что было живого и здорового в ней, были напряжены для отпора наполеоновскому нашествию и представила благодарный материал для такого произведения. Глубокий, хотя и своеобразный демократизм мировоззрения автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке всех лиц и событий. Эпоха демократического подъема 60-х годов прошлого века, когда перед русской общественной мыслью со всей остротой встал вопрос о роли народных масс и роли отдельной личности в историческом развитии нации, определила историко-литературную закономерность создания «Войны и мира» именно в это время.

Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, - такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале.

По отношению ко всему предшествующему творчеству Толстого «Война и. мир» явилась своеобразным итогом, синтезом и огромным шагом вперед. Эпическое начало связывает «Войну и мир» также с Севастопольскими рассказами; повествование о нравственных, социальных, философских исканиях лучших героев романа развивает ту линию в творчестве Толстого, которая воплотилась в образах Николеньки Иртеньева, Дмитрия Нехлюдова, и продолжена в образах Левина и князя Нехлюдова.

Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом. В соответствии с основами своего ^мировоззрения 60-х годов Толстой в «Войне и мире» еще не требует от дворянских героев разрыва с тем классом, к которому они принадлежат по рождению и воспитанию; но полное нравственное единение с народом уже становится нормой подлинно человеческого поведения. Все герои как бы испытываются Отечественной войной. -,

Настойчиво подчеркивая независимость частной жизни отдельных лиц от политической игры верхов - свиданий императоров, распоряжений полководцев, предначертаний государственных деятелей - типа Сперанского,- Толстой неизменно замечает и показывает нерасторжимую связь своих героев с жизнью народа, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ. «Нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти, не только над Болконским, но над всею Россией, заслонял все другие предположения», пишет автор в тот момент, когда, казалось бы, все действие романа должно быть сосредоточено именно на этих «предположениях» - на судьбе вновь возродившейся любви Наташи и Болконского.





Скрытый огонь народного патриотического чувства зажигает ненависть к врагу в душе Андрея Болконского и его сестры, Наташи Ростовой и Пьера Безухо-ва. На отчаянный крик смоленского дворника Ферапонтова: «Решилась! Расея!» - как эхо откликаются предсмертные рыдания старого князя Болконского: «Погибла Россия! Погубили», тягостный вздох Кутузова: «До чего довели», а затем его дрожащий голос, произносящий: «Спасена Россия». Именно в крестьянской России Пьер видит «необычайно могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживает жизнь этого целого, особенного и единого народа»

Жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется мыслью народной. В народной среде оказываются нужными лучшие качества .Пьера - сила, пренебрежение к удобствам жизни, простота, бескорыстие, отсутствие эгоизма. Идеалом, к достижению которого он стремится во время войны и затем плена, становится желание «войти в эту общую жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их такими». Пьер чувствует свою ничтожность, искусственность своих умственных построений в сравнении с правдой, простотой и силой увиденных на Бородинском ноле солдат и ополченцев.

Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевленная патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключенного в ней национального духа. Точно так же скромная, необщительная, замкнутая в своем душевном мире Марья Болконская вдруг преображается и неизмеримо вырастает в наших глазах, когда она гневно отвергает предложение своей компаньонки, француженки Бурьен, покориться завоевателям и остаться во власти Наполеона.

И деятельность исторических лиц проверяется все той же «мыслью народной». «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании, что они неприложимы к народной жизни и чужды ее интересам. В нескольких сценах в полной мере раскрывается комизм и жестокость Ростопчина, не имеющего ни малейшего представления о том народе, которым он вздумал управлять.

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. Любовь в жизни Наташи Ростовой
    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...смотреть целиком
  3. Тильзитский мир (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 2, гл. XXI)
    В романе-эпопее "Война и мир" есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе...смотреть целиком
  4. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни. Важную роль в романе играют женские образы,...смотреть целиком
  5. Образ Кутузова в романе "Война и мир"
    Эпопея “Война и мир” — величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа — разгром русским народом в 1812 году непобедимой до тех пор...смотреть целиком
  6. ПУТИ СЫСКАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ РОМАНА "ВОЙНА И МИР"
    Высшая задача таланта - своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В.О.Ключевский В. И. Ленин высоко оценивал художественное наследие знаменитого русского писателя Л. Н. Толстого. "В его наследстве есть то, что не отошло в...смотреть целиком
  7. Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л.Н. Толстого
    Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л.Н. Толстого \\\"Война и мир\\\". Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора....смотреть целиком