Страница: [ 1 ]  2  

Обращаясь к историческим событиям, Л.Толстой стремится прежде всего определить их нравственный смысл. Все исторически реальные люди и вымышленные герои, участники великого “действа” 1812 года (Берг, старики Ростовы, Наташа, смоленский купец и московский генерал-губернатор, Николай, Пьер, князь Андрей, Долохов, Наполеон и Кутузов), — все измерены единой мерой. И эта мера нравственная. Критерии добра, красоты, простоты и правды (сам писатель чаще говорит о ней как об истине) действительны, по Толстому, и при оценке исторических действий.

Кутузов — одна из основных фигур, позволяющая писателю затронуть важные для него человеческие и морально-философские темы, присутствующие в «Войне и мире». И авторская симпатия Толстого здесь очевидна сразу.

Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой “на огромном толщиной теле”, с чисто промытыми складками шрама там, “где измаильская пуля пронизала ему голову”. Он “медленно и вяло” идёт перед полками на смотре в Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем и тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородина.

Он почти не меняется на протяжении романа и внутренне: в начале войны 1805 года это такой же спокойный, мудрый, всепонимающий Кутузов, как и в конце Отечественной войны 1812 года.

Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо: старый главнокомандующий устаёт, с трудом садится на лошадь, с трудом выходит из коляски; на наших глазах он медленно, с усилием жуёт жареную курицу; увлечённо читает лёгкий французский роман, горюет о смерти старого друга, злится на Бенигсена, подчиняется царю, светским тоном говорит Пьеру: “Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам...”

И при всём этом его жизнь идёт особо, отдельно от всех людей, ибо она наполнена ответственностью не за себя, не за царя, а за отчизну.

Уже при появлении в романе, в сцене разговора с царём, он держит серьёзнейший экзамен на эту ответственность:

“— Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки...

— Потому и не начинаю, государь, — сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его ещё раз что-то дрогнуло. — Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде, и не на Царицыном Лугу, — выговорил он ясно и отчётливо”.

И за этой ясностью виден характер правдивого человека, сознающего, что на лжи и светскости войны не выиграть. Так сразу Кутузов доказывает величие своей души, и далее ему уже не нужно демонстрировать читателю свою доблесть. Своим поведением он являет тот вид мужества, какой часто даётся человеку труднее, чем отвага на поле боя. Куда чаще люди, не бледневшие перед лицом неприятеля, не находят в себе силы сохранить стойкую самостоятельность перед верховной властью.

При этом на портрет Кутузова не наложено никакого «грима». Толстой не маскирует в нём возрастное: его оплывшую фигуру, старческую сентиментальность, частые “слёзы”. В ходе генерального сражения Толстой покажет Кутузова за обедом, с жареной курицей в тарелке, грузно осевшим на лавке, а не восседающим на коне при оружии и орденах. При этом автор нигде и никогда не приукрасит его. Наоборот, Кутузов подчёркнуто некрасив. И тем не менее именно Кутузову писатель доверяет в романе выразить своё понимание жизни. В Кутузове мы видим обобщённый человеческий тип, воплотивший в себе естественное, свойственное большинству человечества. Но естественное, простое у Толстого — это вовсе не рядовое, банальное, мелкое, лишённое индивидуальности и внутренней силы. Образ Кутузова полон и многосторонен.

“Тонкая проницательная улыбка” старого полководца даёт точнейшую оценку окружающим его людям. Своим взглядом Кутузов мгновенно прозревает все низшие соображения корыстного расчёта. Перед нами человек, чьё величие заключается в том, что он способен отстранить личное ради спасения России. Из всех лиц «Войны и мира» его одного автор наделяет живым, непосредственным, человеческим ощущением бедствий отечества.

Кутузов концентрирует в себе общий моральный настрой россиян, как в дни поражений, так и в дни побед, пафос Бородина и патриотизм всего народа. Для него, как и для солдат, наблюдаемых Пьером, война не партия в шахматы, а тяжкий труд, серьёзное и непростое дело.

С одной стороны, Толстой стремится показать, как спокойно Кутузов отдаётся воле событий, как мало, в сущности, он руководит войсками, зная, что “участь сражений” решает “неуловимая сила, называемая духом войска”. Во время Бородинской битвы Кутузов “не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”.

С другой стороны, когда нужно, он руководит армиями и отдаёт приказы, на которые никто другой не осмелился бы. Шенграбенская битва обернулась бы Аустерлицем без решения Кутузова отправить отряд Багратиона через Богемские горы. Как и подобает настоящему герою, вину и ответственность за исход событий он берёт на себя. Важно, берёт тяжесть исторического события на себя не в момент победы и триумфа, когда так легко присвоить себе плоды тяжкого труда многих. Кутузов делает это в момент гибельный и страшный. Историческую “вину” он принимает на свои плечи, будучи одним из участников события!А исход войны, показывает Толстой, зависит от различия тех идеалов, во имя которых сражались французские и русские войска. И в этой ситуации личность бессильна что-либо изменить. Тот человек, который вмешивается в ход событий и с помощью разума пытается изменить эти события, ничтожен. Величие и счастье человека, верит Толстой, в другом. В чём же? Ответ на этот вопрос мы находим у Толстого в повествовании об исканиях Пьера, князя Андрея и эволюции Наташи. Но в немалой мере ответ на этот вопрос предлагает Толстой и в созданном им образе Кутузова.

О чём мечтал Кутузов? Он мечтал о “совершенном истреблении французов”; “Погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание”. Кутузов в «Войне и мире» — выразитель народного чувства. Русский народ чувствовал себя оскорблённым. Французы не в гости пришли в Россию — они поработители, пришедшие грабить её. Для русских людей французское нашествие было стихийным бедствием, чем-то вроде нападения хищных зверей.

Правда войны в том, что народ стремится освободить Россию от хищников. Кутузов чувствует то же, что и народ. Толстовский Кутузов, по сути, никакой особенной ненависти к французам как к людям не имел. Мстить французам он не хотел. У него единственная цель — изгнать французов из России. Он стремился нанести зверю смертельный удар, после которого тот уже не смог бы осуществлять свои хищнические намерения. Он добился этого при Бородине. И как только зверь перестал быть зверем и армия захватчиков превратилась в толпу, Кутузов счёл свою миссию законченной (я говорю, конечно, не об историческом Кутузове, а об образе Кутузова в романе Толстого). Всё это было выражением того чувства, которым был охвачен весь русский народ.

В каком-то смысле образ Кутузова чрезвычайно прост, он не наполнен особыми психологическими изысками писателя, но эта простота позволила ему выразить одну из важнейших для него мыслей: личность в истории только тогда что-то может, когда проявляется её единство с народом.

Войну 1812 года, как это понимает и показывает в романе Толстой, выиграл не царь, не Кутузов, не полководцы, а народ, руководимый Кутузовым. Он не перехитрил Наполеона: он оказался мудрее этого гениального полководца, потому что лучше понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. Не только Наполеон, но и русский царь плохо понимали характер войны, и это мешало Кутузову. Кутузов считал правильным ждать, пока разложившаяся в Москве французская армия сама покинет город. Но со всех сторон на него оказывалось давление, и он вынужден был отдать приказ к сражению, “которого он не одобрял”.

Грустно читать о Тарутинском сражении. В первый раз Толстой называет Кутузова не старым, но дряхлым — таков результат месяца пребывания французов в Москве.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  2. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей,...смотреть целиком
  5. Сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская
    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку — это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...смотреть целиком
  6. Особенности портретных описаний в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт. Так как для Толстого важна его собственная...смотреть целиком
  7. Наташа Ростова — самый обаятельный женский образ в романе Л. Н. Толстого — "Война мир"
    ...Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий ...И шепчет счастье нам: "Постой, Я не за внешней красотой, Я за душевной чистотой..." Читая "Войну и мир",...смотреть целиком