Интересно и важно, что современные историки, располагающие громадным документальным материалом, недоступным для исследования во времена Толстого и Герцена, обосновали вывод, который в «Войне и мире» был гениальной писательской догадкой. Е. Тарле пишет: «Если можно так выразиться, Наполеон принципиально отвергал доброту, считал ее качеством, которое для правителя прямо вредно, недопустимо». Кутузов в «Войне и мире» еще больше, чем Наполеон, явился историческим и художественным открытием Толстого.

Общая оценка Кутузова повторяет пушкинскую его характеристику: «Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!» У Толстого это мельком брошенное замечание составило основу широко показанного художественного образа, одного из главных в исторических картинах романа. В сочинениях, которые писали не только французские, но и русские верноподданные историографы, Кутузов представлен как «хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы полной победы над французами». Несколько правдивее и уважительнее писал о Кутузове А. И. Михайловский-Данилевский, но и он главную роль в освобождении России от наполеоновского нашествия отводил Александру I.

Искажение образа Кутузова, считает Толстой, происходило оттого, что «истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали». Существует взгляд, что Толстой приспособил образ Кутузова к своей исторической концепции фатализма и тем самым исказил действительные черты выдающегося полководца. Справедливо это, может быть, лишь относительно некоторых рассуждений последнего тома. В художественных картинах «Войны и мира» Кутузов неизменно предстает отнюдь не бездеятельным человеком, умеющим лишь мудро созерцать ход событий. Это он своими верными действиями и распоряжениями спасает русскую армию после капитуляции Макка и сдачи Наполеону Вены; это он, не любящий громких фраз, посылает Багратиона задержать французов и напутствует его патетическими словами: «Благословляю тебя на великий подвиг!»; это он приказывает оставить Москву и говорит, что заставит французов, как раньше турок, «лошадиное мясо жрать».

Иронически цитируя в «Войне и мире» письма и диспозиции Наполеона, послания Александра I, Толстой не только серьезными, но почти торжественными словами предваряет донесение Кутузова о Бородинской победе.

Кутузов понимает, что «есть что-то значительнее и сильнее его воли, - это неизбежный ход событий»; умеет отрекаться «от своей воли, направленной на другое»,

Действия Кутузова всегда соответствуют общенародному чувству; историческое проявляется в нем как народное, национальное и потому - нравственное. Психология полководца народной войны раскрыта Толстым с исчерпывающей глубиной1.



В мирных сценах «Войны и мира» исторических персонажей, естественно, меньше, дем в эпизодах военных. Но и здесь главные исторические фигуры времени не обойдены Толстым. Прежде всего это М. М. Сперанский, которому еще в 1803 году вступивший на престол либеральный в ту пору царь поручил .готовить «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений».

«Выскочка» Сперанский, называвшийся сначала статс-секретарем, а потом государственным секретарем и его ближайшее окружение, исторически точно названное (за искл

Похожие сочинения

  1. В поисках смысла жизни (по роману Толстого "Война и мир")
    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...смотреть целиком
  2. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Образ и характеристика князя Андрея Болконского
    С князем Андреем Болконским мы знакомимся уже на первых страницах романа «Война и мир». Весь внешний вид героя Л. Н. Толстого, его «усталый, скучающий взгляд» говорит нам о том, что этот человек находится в состоянии душевного кризиса. Ему наскучила...смотреть целиком
  5. Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее «Война и мир»
    В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор противопоставляет мирную...смотреть целиком
  6. Замысел и его воплощение (о романе «Война и мир» Л. Н. Толстого)  Новое!
    Замысел «Войны и мира» восходит к роману «Декабристы», над ко­торым Толстой начал работать в 1856 г. Героем этого произведения должен был стать декабрист, возвращающийся вместе с женой и детьми из ссылки. Постепенно временные границы замысла расширились:...смотреть целиком
  7. Пьер Безухов 3
    ПЬЕР БЕЗУХОВ — герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). Прототипами образа П.Б. служили вернувшиеся из Сибири декабристы, жизнь которых дала Толстому материал для первоначального замысла, преобразовавшегося постепенно в эпопею об Отечественной...смотреть целиком