"Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, - говорит Пьер. - Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать". Такой ответ услышала Марья Болконская, попросившая его рассказать о Наташе Ростовой. Секрет обаяния этой героини Толстой показал через богатство её натуры.
Общая любимица семьи, Наташа, переполненная к окружающим её людям любовью, лаской и радостью, с первых страниц романа поселяется в душе читателя. Сначала это "зелье-девка", "казак", потом "замечательно хорошенькая девушка", в конце произведения не "просто человек", а "совсем другое, высшее" (по мнению Пьера), примерная жена и мать, которая "до крайности доводит свою любовь к мужу и детям".
Один из секретов очарования героини в том, что у неё есть свой мир, который Толстой постепенно раскрывает нам.
Наташа - дворянка, аристократка. Однако, вращаясь в дворянской среде, она всем существом своим близка к народу и его поэзии. Народная музыка, песни и пляски захватывают её. В Михайловке она замирает, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню "По улице мостовой". Страстное желание сплясать подхватывает героиню. "Ну, ну, голубчик, дядюшка, - …умоляющим голосом застонала Наташа".
Этот эпизод меня пленил больше всего. "Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала".
Я вместе с Николаем и присутствующими там испугалась за героиню, волнуясь, "что она не то сделает". "Она сделала то самое и так точно, что Анисья Федоровна… прослезилась".
Пляску Наташи Толстой изображает как инстинктивное проникновение в сокровенные тайны народной души, которое смогла осуществить эта "графинечка", танцевавшая только салонные танцы с шалями и никогда не плясавшая народные.
Больше всего меня, как и Анисью Федоровну, дядюшку, поражает, как Наташа "умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке".
Вместе с Толстым я не перестаю удивляться, "где, как, когда, всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка".
В развитии характера Наташи играли роль не только семья, воспитание и близкие ей люди, но и русские обычаи, традиции, нравы народной жизни, с которыми был тесно связан быт Ростовых.
Музыкальная одарённость Наташи раскрылась в новом качестве в Михайловке, где она всей душой наслаждалась чисто русским, деревенским бытом, игрой и пением дядюшки, который "пел так, как поёт народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне всё значение и заключается только в словах, что напев - так только, для складу".
В образе Наташи Ростовой поэтизируются народные элементы, сохранившиеся ещё кое-где в патриархальной дворянской среде.
Девушка непосредственна и стихийна, как сама природа. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому, ко всему народному - и к родной природе, и к простым русским людям, и к Москве, и к русской песне и пляске.
Автор мастерски убеждает нас в том, что русское не прививается искусственно, а впитывается с молоком матери.
Оттого и счастлива героиня, что почувствовала свою кровную близость с народом. "А знаешь, - вдруг сказала она, - я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна как теперь".
Читая эти страницы, мы любуемся Наташей Ростовой, как любуется ею Толстой, показывая её глубокую, искреннюю, поэтическую, деятельную натуру. Она обладает внутренним чутьём, влекущим её к тем, порой бессознательным, самозабвенным поступкам, в которых раскрываются её душевные порывы, обращённые к жизни, к людям, ей умение всегда угадывать, что и как нужно сделать. Героиня несёт людям радость, потому что она верит в возможность счастья. Глядя на Наташу, легче научиться быть человеком, любящим жизнь.

Похожие сочинения

  1. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  2. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  3. Описание образа Пьера Безухова в романе «Война и мир»
    Пьер Безухов по своему характеру, по складу Безухова своей натуры отличается от князя Андрея Болконского. Князь Андрей — по преимуществу натура волевая, интеллектуальная. У него трезвый, положительный ум, практический, волевой характер. Его путь —...смотреть целиком
  4. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
    Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это. Во-первых, князь...смотреть целиком
  5. Русский национальный характер в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"
    В произведении Толстого “Война и мир” действует более 600 героев. В основном это люди трех национальностей: русские, французы, немцы. В романе Толстой показывает общие типологические черты, присущие каждой национальности. Попробуем вкратце определить,...смотреть целиком
  6. АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО (На примере романа Л. Н. Толстого "Война и мир")
    Антитеза (противопоставление) — один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или...смотреть целиком
  7. Народ и власть в романе «Война и мир»
    Если довериться высказыванию, что историю творят выдающиеся личности, то стоит сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других отраслей жизни. Но выдающиеся личности...смотреть целиком