Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внима­ние и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно на­ходится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждо­го из нас, было много и счастливых, и трогательных мо­ментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, кото­рые стали точками прозрения истины в его жизни, кото­рые изменили его внутренне, изменили и его мировоззре­ние. Бывало, что эти минуты были трагическим открове­нием в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стре­мился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустер­лица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмыс­ленность своих честолюбивых стремлений, которые заста­вили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значитель­ным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в буду­щей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время ро­дов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой жен­щине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разоча­рованием, но когда она умерла, в душе Болконского про­снулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранив­шись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болкон­ского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, актив­но принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во вне­шности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть все­гда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весен­него леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смот­рит на могучее дерево другими глазами и невольно при­ходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, сча­стливых и трагических, но которые он, несомненно, при­знал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отече­ственной войне, когда он сумел посвятить всего себя слу­жению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной люб­ви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  3. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  4. Значение романа «Война и мир» в мировой литературе и искусстве
    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...смотреть целиком
  5. Сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская
    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку — это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...смотреть целиком
  6. Картина Бородинского сражения в романе «Война и мир»
    Картина Бородинского сражения — это картина невероятного подвига русской армии. Повествование о Бородине Толстой завершает словами: «Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все испытывали...смотреть целиком
  7. «Необходимость» жизни в образе Платона Каратаева  Новое!
    Фатальная «необходимость» жизни, воплощенная в Каратаеве, тоже выражает новые исторические закономерности, а не далекое прошлое «эпического состояния мира», но эти закономерности преломляются в судьбе человека социальных низов, крестьянина. «Поступательное...смотреть целиком