«Я старался писать историю народа», — говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа «Война и мир». И действительно, его величайшее по своему идейному содержанию произведение отражает историю жизни всего русского народа, всех его слоев, в период до, во время и после Отечественной войны 1812 года. На первый взгляд может показаться, что роман « Война и мир» назван так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирное время. Однако сводить смысл произведения только к такой трактовке было бы крайне ошибочно.

Пятнадцать лет, начиная с 1805-го и заканчивая 1820 годом, с невероятной достоверностью и точностью запечатлены в романе. Каждая из страниц русской истории передана с величайшей реалистической правдой. Автор переносит нас во времена событий 1805 года, во времена крупнейших сражений — Шенграбенского и Аустерлицкого, он раскрывает нам смысл и последствия переговоров Александра с Наполеоном в Тильзите, повествует о мире, заключенном в 1807 году на реке Неман. С необычайным художественным мастерством, и в то же время точно соблюдая историческую правду, писатель рисует картины Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через пограничную реку, отступление русских войск в глубь страны, сдачу Смоленска. Он пишет о назначении Кутузова командующим и о роли этого события для нашей армии; описывает определение новой стратегии и тактики армии, в ярких красках рисует Бородинское сражение, совет в Филях, вынужденную сдачу Москвы; отражает значимость и силу партизанского движения; демонстрирует фланговый марш Кутузова; ведет нас за собой по местам Тарутинского сражения; показывает разгром французских войск м триумфальную победу русских. Однако, широко охватив военно-исторические события тех времен, Толстой создал не просто летопись русской военной жизни, он представил нам наиболее полную и достоверную энциклопедию человеческих характеров и судеб, раскрыл влияние на их жизнь и их духовный мир глобальных исторических событий. Показывая действительность такой, какова она есть, автор «Войны и мира» подвергает суровой критике ее темные стороны, беспощадно осуждает «злые начала», уродующие красоту жизни:

* «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?» Показывая весь ужас войны, рисуя жестокие, страшные картины человеческой смерти, писатель стремился показать ее нецелесообразность, античеловечность, антигуманностъ. Он взывал к душам людей, от которых зависит история, которые принимают необдуманные решения и посылают народы на гибель. «Война есть самое гадкое дело в жизни, — говорит князь Болконский, — надо понимать это и не играть в войну».

Всемирной трагедией обернулось для русского народа начало Отечественной войны: «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческой природе событие ». Толстой описывает военные действия не с целью воссоздать хронологию событий, а с надеждой на объединение людей доброй воли, которые, взявшись за руки, сумеют противостоять тем, кто навязывает народам войны. Таким образом, подробно и точно изображая войну, автор на самом деле призывает людей к борьбе за мир.

Л. Н. Толстой действительно связывает название своего романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей. Однако значение слова «мир» в произведении Толстого носит также более широкое значение, чем просто призыв к мирной жизни.Мир богатых и мир бедных, мир дворянства и мир крестьян, мир эгоизма и бездуховности и мир высокой нравственности и. морали раскрываются перед нами во всей своей правдивости, точности и полноте, со всеми своими недостатками, изъянами или, наоборот, со всей гармонией и стремлением к всеобщему счастью. Толстой рисует нам мир светских салонов, но основное его сосредоточено на народе. Именно русский народ, простые русские люди являются для писателя воплощением правды, справедливости, носителями высшей духовности и цельности. Не случайно все герои, которые вызывают у нас симпатию и любовь, тем или иным образом связаны с народом. Русские крестьяне, солдаты, простые труженики — вот тот огромный мир, то, что является движущей силой истории, вершителем, поильцем и кормильцем, создателем и хранителем основных материальных и духовных ценностей — хранителем самой жизни.

«Мир» в романе — это и необъятные просторы Земли. Это великолепные, красочные пейзажи, помогающие наиболее точно понять обстановку, в которой живут и действуют герои, их состояние и ход мыслей, характер их переживаний, весь эмоциональный мир героев. В важнейшие минуты жизни этот мир приобретает по-настоящему космические, вселенские масштабы, отражая взаимосвязь всего происходящего с человеком и вокруг него: « Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд не было заметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело».Не случайным является и то, что картины русской природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей. Иногда же красота пейзажа в романе призвана подчеркнуть бессмысленность и жестокость кровопролитных войн, или уродство человеческих отношений, или низость и пустоту человеческой души.

Сложнейший мир человеческой души — еще одна сторона понятия «мир» в заголовке романа. С одной стороны, великое душевное богатство Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи, с другой — примитивный мир души светских трутней, таких как Курагины, Несвитский, Жерков, Шерер. Рисуя обычную, повседневную жизнь Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых, Друбецких, Бергов, со всеми их радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями, писатель воссоздает сложнейший и изменчивый мир отношений, мир обыкновенного человеческого счастья и несчастья. Однако на этом многообразие чувств, мыслей, понятий, ассоциаций, связанных с «миром», в романе Толстого вовсе не заканчивается. Умение и способность жить «миром», то есть дружно, сообща, помогая и поддерживая друг друга, — еще одна из сторон человечески 1Й жизни, имеющая очень важное значение для автора «Войны и мира». Способность жить и уходить «с миром», подобно Платону Каратаеву, — тоже немаловажная деталь в произведении. И этот спито к можно продолжать и расширять бесконечно.

Создавая роман «Война и мир», Л. Н. Толстой ставил перед собой задачу «заставить любить жизнь, в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях». Это стремление также заключено в названии произведения: жизнь людей в мирное время и во времена тяжелых испытаний, изменения, происходящие с героями, трудности их судьбы и поиск путей преодоления этих трудностей, поиски себя и смысла жизни — все отражено в этом гениальном романе. А еще — понятие всемирного, общечеловеческого зла (в образе войны) и добра, гармонии, красоты (в образе мира).

Похожие сочинения

  1. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  2. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  3. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  4. Наташа Ростова и Марья Болконская - любимые героини Л.Толстого (По роману "Война и мир")
    ... Что может быть важней На свете женщины прекрасной? Улыбка, взор её очей Дороже злата и честен, Дороже славы разногласной... Поговорим опять об ней. А.С. Пушкин Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир» точно раскрывает судьбы главных...смотреть целиком
  5. Андрей Болконский и его дорога чести
    Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского,...смотреть целиком
  6. Логично ли поведение Наташи в эпилоге  Новое!
    С моей точки зрения, логично. Совсем другой вопрос, нравится нам Наташа в эпилоге или нет. В романе мы встречались с Наташей-девочкой, веселой, жизнерадостной, жизнелюбивой, потом с Наташей-девушкой, которая делает ошибки, любит, страдает. Толстой...смотреть целиком
  7. Жанр, идеи и герои романа «Война и мир» Л. Н. Толстого  Новое!
    В центре романа — эпохальное историческое событие — Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире — события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачива­ется спокойно, последовательно....смотреть целиком