Роман "Война и мир" — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в служении своим родным, семье. Эта "мысль семейная" наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи Волконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и жизненных трудностей ведет героинь к идеалу частной жизни — к семье. Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит: "Я... всегда была дикарка... Я люблю быть одна... Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни". Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений, Марья — в скромном одиночестве. Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность. Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим "божьим людям". Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь. Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и становятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а внутренняя. Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, — от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Легкомысленная Наташа не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от "божьих людей", от своего печального одиночества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: "Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих". Самопожертвование — вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея. Девиз же Наташи — жизнерадостность. Поэтому, когда героини впервые встречаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меняется с приходом войны. Горе, лишения, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие женщины — повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответственность за свои семьи. Наташа вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленького осиротевшего племянника. "Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость". Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в своих повседневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь. Конец романа, где описывается будничная, совершенно прозаическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пьера, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог. Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходимость для человека обыкновенной семейной жизни, не засоренной светскими предрассудками. Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве — чувстве любви к мужу и детям

Похожие сочинения

  1. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  2. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  3. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  4. Значение романа «Война и мир» в мировой литературе и искусстве
    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...смотреть целиком
  5. Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»
    Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...смотреть целиком
  6. Истинный и ложный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого в романе "Война и мир»
    Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого «Декабристы», над которым писатель начал работать в 1856 году. Героем произведения должен был стать декабрист, возвращающийся с женой и детьми из ссылки. Однако постепенно временные границы романа расширяются,...смотреть целиком
  7. Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
    В 1869 году Лев Николаевиҹ Толстой законҹил свою шестилетнюю работу над историҹеским романом-эпопеей Война и мир. Хотя писатель сҹитал именно мирную жизнь настоящей жизнью ҹеловека, в центре внимания...смотреть целиком