Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляются не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе "Война и мир". В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории и за чуждые интересы шла в 1805-1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную- цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.
Проходя мимо батареи Тушина, Болконский слышит разговор капитана о будущей жизни, о бессмертии души: "Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти никто из нас не боялся". Вдруг раздается свист падающего ядра и начинается бой. Болконский взволнован, он скачет отыскивать князя Багратиона, пытаясь предугадать, как же выразится "его Тулон". Вместе с Багратионом и другими офицерами он приезжает на батарею Тушина, который стреляет по деревне Шенга&бен. Ему никто не отдавал такого приказа, он сам, посоветовавшись с фельдфебелем Захарченко, решил поджечь деревню, чтобы облегчить положение русских солдат. Багратион соглашается с таким решением.
Не только Наполеон, но и все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывал Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.
Именно на батарее Болконский, прислушиваясь к разговорам князя Багратиона с начальниками, с удивлением понимает, "что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался сделать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями". В то же время князь Андрей замечает, что, "несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много". Он видит, как светлеют лица офицеров, как становятся они веселее, щеголяют перед Багратионом своей храбростью. И это на многое открывает князю Андрею глаза. Он начинает понимать, что в настоящем бою все не так, как в теории. Солдаты сбиты в кучу, но все равно отражают атаки. Багратион меняется, он становится похожим на ястреба. Болконский осознает, из чего складывается эта непоколебимая сила русских — из героизма солдат и лучших офицеров русской армии.
Вспомним, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею "делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались". Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей.
У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как справедливую, Отечествен-. ную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мире.

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  3. "Вечер в салоне Шерер Петербург Июль 1805 год" (анализ эпизода романа Л Толстого "Война и мир")
    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной...смотреть целиком
  4. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  5. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей,...смотреть целиком
  6. НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
    Настоящая жизнь - поняте неопределенное, для каждого чело­века разное. У всех людей есть свои ценности, свои идеалы. Каж­дый человек индивидуален. В соответствии со своими взглядами, наклонностями своей души он избирает для себя настоящую жизнь и путь...смотреть целиком
  7. Народ и власть в романе «Война и мир»
    Если довериться высказыванию, что историю творят выдающиеся личности, то стоит сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других отраслей жизни. Но выдающиеся личности...смотреть целиком