Если довериться высказыванию, что историю творят выдающиеся личности, то стоит сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других отраслей жизни. Но выдающиеся личности не падают с неба, а воспитываются здесь, на Земле.

А среди титанов XIX века фигура Льва Николаевича Толстого выделяется особенно ярко. Возможно потому, что сам Толстой всю жизнь стремился быть полезным обществу, его творчество тоже существенно отличается от его предшественников и современников, потому что он показал процесс противостояния человека обстоятельствам, разрыв личности со всем лживым и социально несправедливым.

Это особенно ощутимо в романе-эпопее «Война и мир». Не только потому, что это монументальное произведение, но и потому, что сами понятия войны и мира — это не просто сцены из произведения, это ежедневная борьба человека в человеческом быту, который никогда не утихает и двигает жизнь вперед. А исторически конкретное изображение войн, столкновения армий, поэтические картины природы, сцены из жизни помещичьих имений и великосветских салонов, недовольства крепостных своим положением, патриотизм народа — все это создает в романе широкий фон эпохи, где как вечное противостояние войны и мира выступает еще одно противостояние — народа и власти.

Власть. Ее олицетворяют и постоянные посетители салона Анны Павловны Шерер, и частные лица, и русский самодержец, и Наполеон, которые вершат доли подчиненных им людей. А основная тема романа — тема Наполеона — рождается уже на первых страницах произведения, в салоне Анны Павловны. Там же великосветская знать показана в ореоле внешнего величия и внутренней непривлекательности. Стоит вспомнить прядильную мастерскую, владычице которой было важно слышать шум веретена, а не видеть содержание самой работы. Это относительно отношения людей власти к людям бесправным. А если посмотреть на несколько ступеней выше и проследить за отношениями Александра І и Кутузова? Какой смешной выглядит награда царя Кутузову — народному полководцу. На каких весах можно измерять то, что сделал Кутузов для своего государства, для своего народа? И брошено вслед ему «старый комедиант» звучит возмутительно для человека, который спасал отчизну, не думая о наградах. А которой выглядит чиновническая верхушка? И это тогда, когда враг вступил на территорию России: «Все люди этой партии ловили рубли, чины и в том ловлении следили только при направлением флюгера царской милости».

Возможно, именно потому, что произведению Л. Толстого свойственные широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие беспрестанного процесса жизни, главным героем выступает народ и основная идея романа — утверждение непобедимой силы народа, когда «миром, - все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью.» люди выступали против врага.Все события и герои романа «Война и мир» рассматриваются в отношении до войны в 1812 году. Они получают моральную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен проникнутся единственным с народом чувством. Народ в романе «Война и мир» — это категория не столько социальная, сколько моральная, ведь это все то лучше всего, что есть в русской нации. Народ — это и солдаты, и Тихон Щербатый, и староста Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер Безухов, и Кутузов. Народ — это творческая сила. Именно поэтому народное патриотическое чувство повлияло не только на Пьера, Наташу, Андрея Болконского, Денисова, Петю Ростова, но и на Долохова, который находился среди партизан, и на Жюли Курагину, княжну Катиш, которые удостоверились в том, что нельзя оставаться на оккупированной территории.

Не поняли эти благородные порывы патриотизма представители власти — Александр І, князь Василий, фрейлина Шерер, графиня Безухова. В преодолении их эгоизма были определенные трудности для народа.

Еще одним представителем власти в романе является Наполеон. В начале войны с Россией мы видим его французским национальным героем, хотя некоторые портретные детали подчеркивают определенное позерство. Писатель же увидел в нем врага русского народа, а впоследствии мы увидели, что он является врагом и собственному народу: «И наконец, последний отъезд большого императора от героической армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». Л. Толстой не показывает интимной жизни Наполеона, а пытается представить его человеком государственным. Писатель отрицает решающую роль исторических личностей в истории вообще.

Однако он показывает еще одну черту народного характера — бить врага, но накормить пленных, потому что даже в годы войны человечность оставалась еще одной определяющей чертой национального характера.

Именно поэтому народ — главная сила, которая определила ход войны. Ведь само понятие «народ» составляют люди, способные на наивысшую ответственность за свои поступки, за свою судьбу и судьбу близких людей, за судьбу отчизны.

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Семья Ростовых и семья Болконских
    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....смотреть целиком
  3. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  4. Любимые страницы романа Л.Н. Толстого
    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...смотреть целиком
  5. "Вечер в салоне Шерер Петербург Июль 1805 год" (анализ эпизода романа Л Толстого "Война и мир")
    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной...смотреть целиком
  6. Анализ эпизода романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют обширное целое,...смотреть целиком
  7. Семья Курагиных мир «светской черни»  Новое!
    Что же касается семьи Курагиных, то они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Лживые и эгоистичные,...смотреть целиком