В чем секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на героев? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл.

Наташа более чем кто-либо из людей дворянского круга непосредственна. Она чувствует живую жизнь по-своему, не анализируя ее. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония и интуиция.

Она живет свободно и раскованно, но все ее поступки согреты изнутри теплотой нравственного чувства, которое она с рождения впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное начало ее личности проявляется легко и непринужденно. Вспомним русскую пляску Наташи в имении дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно должны вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.

Во всех своих поступках и душевных проявлениях Наташа безотчетно следует законам простоты, добра и правды. Даже опрометчивое увлечение Анатолем в значительной степени спровоцировано поведением князя Андрея.

Катастрофа с Анатолем и измена Андрею повергает Наташу в состояние мучительного кризиса, из которого ее выводит известие об угрозе французского нашествия, приближающегося к Москве. На молитве в домовой церкви Разумовских Наташа интуитивно ищет выхода из душевного одиночества, ищет сближения с людьми. Когда дьякон торжественно провозглашает: “Миром Господу помолимся”, Наташа понимает, что может спасти Россию: “Миром, — все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться”. Живущее в ней патриотическое русское начало проявляется в порыве при отъезде из Москвы. “На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение — выражение “жалости, страдания за других и обратного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи”.

Самозабвенная любовь к ближним еще раз выводит Наташу из душевного кризиса после смерти князя Андрея. Известие о смерти брата Пети пробудило в ней нравственные силы: “Она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего в ней. Увидав отца и услыхав из-за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе”. Сила любви Наташи заключается в том, что ее самопожертвование совершенно бескорыстно. Именно этим отличается она от расчетливо-жертвенной Сони, которая “с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других...”. В такой жертвенности нет душевного порыва, потому что она основана на эгоизме.

Переход Наташи в зрелый женский возраст кажется чем-то неожиданным: “Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу”. В материнстве Толстой видит высшее призвание и назначение женщины. Все природные богатства натуры Наташи, вся полнота ее жизнелюбивого существа уходят в материнство и семью. Как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна. И когда возвращался Пьер, выздоравливал ребенок, “прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле”. Одухотворенная чувственность Наташи торжествует в семейной жизни с Пьером. Отношения между ними глубоко человечны и чисты. Пусть она не очень разбирается в существе политических помыслов Пьера, но зато всегда улавливает добрую основу его души.

Похожие сочинения

  1. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  2. Любимая героиня Толстого
    ... Что есть красота мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий И почему ее обожествляют люди ? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, Густой туман злоязычия и восторгов окутывал этого человека при его жизни... Вряд ли были люди,...смотреть целиком
  3. Радикальная и народническая критика о романе "Война и мир"  Новое!
    В начале 60-х годов, как уже было сказано, с раздражением встретила роман-эпопею, не найдя в нем изображения революционной интеллигенции и обличения крепостничества. Известный в то время критик В. Зайцев в статье «Перлы и адаманты русской журналистики»...смотреть целиком
  4. Образ капитана Тушина в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Воссоздавая на страницах “Войны и мира” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать...смотреть целиком
  5. Смысл названия романа «Война и мир»
    На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако...смотреть целиком
  6. Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)  Новое!
    Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, в образе которого автор отобразил духовные искания дворянской интеллигенции первой трети XIX века. К образу Пьера очень хорошо подходят слова Толстого, написанные им когда-то в своем дневнике: «Чтобы жить...смотреть целиком
  7. Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого в романе "Война и Мир"  Новое!
    Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе "Война и Мир". А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творҹество стал роман "Война и мир", в котором автор...смотреть целиком