И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
И. Кант
План.
Мое понимание нравственного идеала.
Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Центральная идея романа.
Духовные искания Пьера Безухова.
Духовные искания князя Андрея.
Любовь - неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.
Мысль народная в романе.
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство - это плохо, а помощь ближнему - хорошо. Добро, по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе представления каждого человека - так называемый нравственный идеал, достичь который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве - его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу.
Вопросы о добре и зле - вечные вопросы философии - не могли не найти отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными, так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую" любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:
"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".
К таким выводам приходит Пьер Безухов - один из любимых героев Л.Н. Толстого, - точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную:
"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою Е он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жи

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  3. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  4. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе эпопее «Война и мир»  Новое!
    План сочинения 1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого. 2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе. - Особенности портретной живописи в романе. - Внешняя непривлекательность и внутренняя...смотреть целиком
  5. Сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская
    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку — это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...смотреть целиком
  6. Николай Болконский 1
    Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его...смотреть целиком
  7. Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. IV, ч.1, гл. XI, XII)
    Пьер Безухое — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли,...смотреть целиком