Любой человек в своей жизни хотя бы раз задумывается над тем, правильно ли он живет, для чего дана ему жизнь, в чем вообще смысл человеческой жизни. Разобраться в этих вопросах бывает нелегко. Сделать правильный выбор, принять верное решение — еще труднее. Именно здесь на помощь нам приходят великие произведения русской литературы, такие, например, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».

В своем произведении писатель поднимает важнейшие вопросы не только своего времени, но и всей человеческой жизни. Он выступает в качестве психолога и философа, рассматривая многие нравственные, моральные проблемы, рисуя нелегкий и тернистый путь своих героев в поисках истины и смысла жизни, в поисках самого себя, своего предназначения. Такой путь проходят почти все главные герои романа. Но мне хотелось бы остановиться подробнее на идейных исканиях Пьера Безухова — одного из интереснейших и противоречивых персонажей Толстого.

В своей жизни Пьер проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется у него масонством. Духовная независимость вначале уступает место прелестям великосветской жизни, которая затем сменяется вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. В душе богатого графа просыпается глубокая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном итоге Безухов приходит к идеям декабристов. Это человек,” живущий интересами и стремлениями своего времени, ищущая натура, которая более всего хочет прожить свою жизнь не зря.

* «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — вот те вопросы, которые мучительно пытался разрешить Пьер Безухов.

При этом он всегда стремился отстоять свое мнение, в споре прийти к пониманию истины. Вот мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер, где герой яростно защищает перед монархистами идеи Французской революции. При этом он искренне восхищается Наполеоном, видя в нем главу революционной Франции. Сам Толстой так говорит об устремлениях молодого Пьера: «…Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона». Однако герой еще не нашел настоящей цели своей жизни — потому он находится в постоянных метаниях, сомнениях. Он совершает ошибки, растрачивая силы на разгул в компании Долохова и Курагина. Получив титул и наследство после смерти отца, Безухов ведет праздную, бессмысленную жизнь в окружении « золотой молодежи ». Однако такая жизнь вскоре наскучила и опротивела герою. Пьер продолжает совершать ошибки. Он женится на Элен Курагиной, но очень скоро осознает, что этот брак принес ему только несчастья. Безухов постигает весь ужас своего положения: он связал жизнь с низкой женщиной, окунулся в пошлую и фальшивую среду, к которой она принадлежит. Стараясь понять, как мог он так жестоко ошибиться, Пьер начинает винить себя в том, что женился без любви, что весь их союз с Элен был ложью:

* «она развратная женщина. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня у нее детей не будет».

Убийство любовника жены, конечно же, не приносит ни облегчения, ни удовлетворения герою. Он принимает единственно верное решение — расстаться с этой женщиной. Безухова всегда угнетала и возмущала человеческая подлость. В поисках правды и смысла жизни он попадает в масонскую ложу. На какое-то время ему кажется, что здесь он наконец нашел воплощение своих идеалов. Идеи «равенства, братства, любви» полностью соответствуют нравственным принципам героя, желание «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», является одним из основных стремлений самого Пьера. Испытывая потребность в активных действиях, Безухов в первую очередь решает облегчить участь крепостных, наивно полагая, что таким образом ему удастся выполнить свой долг: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Однако это лишь промежуточный этап на пути к настоящему счастью и постижению правды жизни. Пьер все больше начинает осознавать, что в среде масонов процветают те же ханжество, лицемерие, карьеризм, которые свойственны людям из высшего света. Им на самом деле чужды благородные порывы Безухова, его стремление к бескорыстной помощи людям. Разочаровавшись в масонстве, герой порывает с этим обществом. Снова его мечты и планы потерпели крах. Он уже начинает сомневаться в том, что в этом мире вообще можно найти справедливость и счастье. Однако новое пробуждение его души, его светлых чувств наступает с появлением в его жизни Наташи Ростовой. Любовь к ней все сильнее и глубже проникает в сердце героя. Романтические, полные поэзии и чистоты чувства Безухова возвышают его над Окружающими, вселяют в его душу радость и надежду на счастье.

Казалось бы, безмятежное счастье Пьера с любимой женщиной прерывается войной. На самом же деле именно в годы Отечественной войны герой ощущает наиболее полное духовное возрождение. Для этого человека недостаточным было достижение только лишь личного счастья. Огромное значение для него имело соприкосновение с народом, участие в его судьбе, способность принести пользу всей стране. Именно в дни войны он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в каждом русском солдате, которая жила и в его собственной душе, до этих пор не находя выхода. Теперь же он твердо решает защищать Москву, мечтает убить Наполеона, осознав истинную сущность его личности.

Пьеру суждено было попасть во французский плен. Но духовныеи физические страдания только укрепили силу его духа, научили ценить жизнь с самыми маленькими ее радостями. Этому в наибольшей степени способствовало общение героя с «солдатиком Апшеронского полка» Платоном Каратаевым, в любых ситуациях сохраняющим бодрость духа и оптимизм. Однако, в отличие от Каратаева, полностью растворившегося в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится «соединить в душе своей значение всего». Именно это помогает ему обрести гармонию с миром.

«Человек сотворен для счастья», — вот основной вывод, к которому приходит Безухов во время пребывания в плену. Однако народ несчастлив. А счастье собственное герой Толстого осознавал только как часть всеобщего счастья. Он не мог равнодушно смотреть, как страдают вокруг простые люди, не мог на каждом шагу наблюдать проявления общественного зла: «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения, мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят». Продолжая всем сердцем стремиться к защите добра и правды, Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Л. Н. Толстой показал нам трудный путь своего героя к духовному обновлению.

Пьер Безухов нашел свое счастье — рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям. И пока жив человек, пока на земле народ продолжает страдать и мучиться, не закончатся нравственные поиски героя и стремление к полной самореализации, к выполнению возложенной на него судьбой и Богом миссии.

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  3. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  4. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе эпопее «Война и мир»  Новое!
    План сочинения 1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого. 2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе. - Особенности портретной живописи в романе. - Внешняя непривлекательность и внутренняя...смотреть целиком
  5. Характеристика Наполеона в романе «Война и мир»
    Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...смотреть целиком
  6. Именины Наташи Ростовой (Анализ эпизода из романа Л Н.Толстого "Война и мир", т. I, ч. I, гл. XV-XVII)
    Когда вы стоите и ждёте, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота — надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе. (Л.Н. Толстой. “Война и мир”) “Война и мир”...смотреть целиком
  7. Духовные стремления князя Андрея Болконского
    Герои Л. Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках. Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических...смотреть целиком