Это самый... смешной человек,

но самое золотое сердце.

Л. Н. Толстой

Каким должен быть человек? Как надо жить, чтобы найти согласие с самим собой? На эти и многие другие вопросы, всегда бывшие в центре внимания Л. Н. Толсто­го, отвечает он в «Войне и мире», излагая свой нравственный кодекс, воплощен­ный в характерах и поступках героев романа. Особенно сложен путь Пьера Безухо­ва, характер которого складывается на наших глазах.

«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» — та­ким появляется двадцатилетний Пьер в салоне А. П. Шерер. Он только что при­ехал из-за границы, где жил и учился несколько лет. Здесь, в России, ему все ин­тересно. Поэтому он, врываясь в разговоры, говорит все, что думает, и не замечает, что многим его взгляды кажутся опасными.

Пьер — бонапартист. Он видит в Наполеоне великого человека, оправдывает его жестокость, которая, как он полагает, была неизбежна. Бонапартизм Безухова неглубок, это скорее романтическое восприятие человека, имя которого на устах у всех, а не трезвая оценка его деятельности. Русская жизнь даст наивному, довер­чивому юноше еще не один урок и заставит пересмотреть свои взгляды.

А пока Пьер мечется, не зная, чем заняться, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это.

Умирает старый граф Безухов, и, по его завещанию, Пьер становится законным сыном и наследником огромных богатств. Он растерян, но не растерялся светский негодяй князь Василий Курагин и сразу же женил Пьера на своей дочери Элен, пустой, бездушной и развращенной светской красавице. Нового графа Безухова «полюбил» свет: приемы, балы, гости...

Если бы Пьер был заурядным, безразличным человеком, его удовлетворяла бы такая жизнь. Но он другой... В нем идет непрерывная работа мысли. Умная душа, чуткое сердце, обнаженная совесть не позволяют ему довольствоваться пустым времяпрепровождением. А может, с этого и начинается человек: с недовольства собой, поисков и метаний, с постоянной борьбы со своими слабостями?

Но пока Пьер терпит поражение в этой борьбе. Живя по инерции, так, как все, он приходит к катастрофе — дерется на дуэли с Долоховым и тяжело ранит его.

Начинаются невыносимые нравственные терзания Пьера. «Что дурно? Что хо­рошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» — задает он себе вопросы.

Выход Пьер хочет видеть в самоусовершенствовании. Ему кажется, что так он сможет устранить зло в себе и в мире. Поэтому атеист Пьер становится масоном, видя в масонстве орудие борьбы со злом. Он пытается провести реформы в своих имениях, чтобы облегчить положение крестьян. Кажется, работа идет успешно, и Пьер, по-прежнему наивный и доверчивый, удовлетворен. Но непрактичного гра­фа снова обманули. Жизнь крестьян стала и вовсе невыносимой. Что же делать?Пьер ищет полезной общественной деятельности, пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь его ожидает глубокое разочарование: он понял, что масонов интересует не истина, не благо че­ловечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».

Из нового нравственного кризиса Безухова выводит война 1812 года, которая дала ему главный жизненный урок. Всенародный патриотический подъем захва­тил Пьера. Рухнула вера в величие Наполеона. Теперь он враг, и Пьер решает убить его. Безухову мало снарядить на свои деньги полк — он должен лично участвовать в сражении. Пьер отправляется на Бородинское поле. То, что он там пережил, про­извело переворот в его душе. Человек очень эмоциональный, он был потрясен по­ведением солдат и ополченцев, их непоказным мужеством и каким-то обыденным, будничным героизмом. И Пьер, попав, казалось бы, в чуждую ему среду, впервые почувствовал себя не нелепым барином, неудачником, а частицей своего народа. Ему кажется, что смысл жизни найден: «Солдатом быть, просто солдатом!» — ду­мает Пьер.

Под влиянием увиденного и пережитого Пьер становится тверже, деятельнее. Желание «не отставать от них (солдат) ни в чем ведет его в захваченную французами Москву. Убить Наполеона не удалось, но Пьер спасает девочку во время пожара, помогает женщине, вступает в драку с захватчиками. Огромное впечатление на его чуткую, ранимую душу производит казнь « поджигателей ». Потрясенный случившим­ся, Пьер снова теряет почву под ногами, испытывает полный душевный крах. «В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...»

В таким состоянии Пьер попадает в плен, и там под влиянием простых и добрых людей, а особенно Платона Каратаева он снова возрождается к жизни. Всю жизнь искавший душевного удовлетворения, «успокоения, согласия с самим собой», он перенес в плену «пределы лишений, которые может переносить человек», но не пал духом, а, вопреки всему, закалил свою волю, обрел «ощущение радости и силы жиз­ни», оценил братское отношение к себе крестьян-солдат.

Будто живой водой окропили его душу.

И все-таки Пьер не стал непротивленцем, не воспринял полностью философию Каратаева. В нем окрепла потребность бороться с общественным злом, с мракобе­сием и аракчеевщиной.

В жизнь Пьера вошла Наташа. Многое пережив и испытав, они стали опорой друг для друга. Но Пьер уже не мыслит своего личного счастья, если несчастны люди вокруг. Николай Ростов благоразумно советует ему «не думать». Пьер отве­чает: «...я не могу». Он всю жизнь не мог не думать. Но если раньше борьба шла лишь за собственную душу, за самоусовершенствование, за чистую совесть, то «диа­лектика души» привела его к новой мысли: «Возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро».

Да, это очень нелегко — «жить честно», но, по мнению Толстого, настоящий человек должен жить именно так.

Похожие сочинения

  1. В поисках смысла жизни (по роману Толстого "Война и мир")
    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...смотреть целиком
  2. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  3. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  4. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе эпопее «Война и мир»  Новое!
    План сочинения 1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого. 2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе. - Особенности портретной живописи в романе. - Внешняя непривлекательность и внутренняя...смотреть целиком
  5. Искусство создания характера ("Война и мир")
    В начале XX века Л.Н. Толстого называли «учителем в жизни и в искусстве» и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста...смотреть целиком
  6. Князь Василий Курагин  Новое!
    Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица." Говорил...смотреть целиком
  7. Анализ сцены - Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала
    Чтобы рассказать и проанализировать эту сцену, нужно начать немного раньше, а точнее с первой встречи кн. Андрея и Наташи. Наташа и кн. Андрей… Так с чего всё это началось? По опекунским делам кн. Андрею надо было видеться с Ильёй Андреевичем Ростовым...смотреть целиком