Повествование о войне 1812 года Л. Н. Толстой начинает с суровых и торжественных слов: “12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”. Толстой прославляет великий подвиг русского народа, показывает всю силу его патриотизма. Он говорит о том, что в Отечественной войне 1812 года “цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия”. К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов — от главнокомандующего Кутузова до рядового солдата.
К этой же цели стремятся и главные герои романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов. За эту великую цель отдает жизнь юный Петя Ростов. Победы над врагом страстно желают Наташа Ростова и Марья Болконская.
Князя Андрея известие о вторжении вражеских войск в Россию застало в Молдавской армии. Он немедленно попросил фельдмаршала Кутузова перевести его в Западную армию. Здесь ему было предложено остаться при особе государя, но он отказался и потребовал назначения в полк, чем “навеки потерял себя в придворном мире”. Но это мало заботило князя Андрея. Даже его личные переживания — измена Наташи и разрыв с ней — отошли на второй план: “Новое чувство озлобления против врага заставило его забывать свое горе”. Чувство ненависти к врагу слилось у него с другим — “отрадным, успокоительным чувством” близости к настоящим героям — солдатам и боевым командирам. Бородинское сражение стало последним в жизни князя Андрея. Пьер Безухов в первые недели войны был настолько охвачен своими личными переживаниями, связанными с охватившим его чувством к Наташе Ростовой, что все происходящее вокруг него казалось ему неважным и неинтересным. Но когда известия о близящейся катастрофе дошли до его сознания, он загорелся идеей, что ему предназначено “положить предел власти зверя”, и решил убить Наполеона. Встреча с солдатами и ополченцами в Можайске, а также присутствие при Бородинском сражении привели к глубочайшим переменам в его сознании.
Пьеру захотелось вырваться из привычного жизненного круга и отказаться от своего богатства. Он понял, что “все это, ежели и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить”. Его охватило желание стать солдатом: “Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”. Перед ним встал вопрос: “Как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?” Пьер решил соединить свою судьбу с судьбой своего народа. И когда он попал в плен, сознание правильности выбранного им пути помогло ему перенести тяжелейшие моральные и физические страдания.
Наташа Ростова в канун войны переживала личную трагедию — разрыв с любимым человеком. Ей казалось, что жизнь ее кончилась и “то состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше”. Наташа была тяжело больна, и, казалось, не было даже надежды на ее выздоровление. Но, несмотря на это, она очень близко к сердцу приняла народное бедствие. Ее чувство патриотизма со всей яркостью проявилось в сцене подготовки к отъезду из Москвы. Она была потрясена, узнав, что, в то время как они занимают своими вещами подводы, раненых приказано оставлять в Москве. “С изуродованным злобой лицом” она ворвалась в комнату к родителям и буквально приказала им отдать подводы для раненых. В ней проснулась ее натура — порывистая и огневая. Таким образом, произошло возвращение Наташи к жизни, как бы ее второе рождение.
С какой самоотверженностью она ухаживала за раненым князем Андреем! Судьба уготовила ей новые тяжелые испытания — потерю любимого человека (теперь уже навсегда), а вскоре и смерть младшего и любимого брата Пети. Но даже в минуту страшного горя и отчаяния Наташа не может думать только о себе. Она день и ночь ухаживает за матерью, которая слегла после получения известия о гибели сына.
Можно смело утверждать, что война оказалась суровой проверкой для всех героев романа. Толстой, поставив их перед лицом смертельной опасности, дал им возможность проявить все те человеческие качества, на которые они способны. И князь Андрей, и Пьер, и Наташа выдержали испытание, что заставило читателей проникнуться к ним еще большей симпатией, преклониться перед их стойкостью и отвагой.

Похожие сочинения

  1. В поисках смысла жизни (по роману Толстого "Война и мир")
    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...смотреть целиком
  2. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Женские образы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...смотреть целиком
  5. Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее «Война и мир»
    В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор противопоставляет мирную...смотреть целиком
  6. Правда о войне в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
    В центре романа-эпопеи «Война и мир» - подлинные исторические события начала XIX века: войны и мирные переговоры, военные советы и смотры. В первой части произведения Л.Н.Толстой повествует о заграничных походах русской армии 1805-1807 годов. Не...смотреть целиком
  7. Об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого  Новое!
    Князь Андрей — человек мыслящий, думающий, стремящийся к реализации своих личностных данных. В нём есть элементы тще­славия, но он всегда озабочен чем-то серьёзным, будь-то военные дей­ствия, работа в комиссии Сперанского или исполнение роли...смотреть целиком