Толстой — мастер слова. Одна его фраза, и мы можем ясно представить себе именно то, что желает показать автор: "...князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне..."
Совсем, казалось бы, мало сказано: подумаешь, два года, проведенные в глуши, вдали от людей. Но именно это и настораживает читателя. Как такой энергичный человек, как князь Андрей, мог прожить в совершенном отдалении от мира целых два года? Ведь вспомним князя Андрея на войне:
"... В эту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал к армии...
...В четвертом часу вечера князь Андрей приехал в Грунт и явился к Багратиону".
Князь Андрей все время находится в центре событий. Его интересует исключительно все, и везде он успевает. Война полностью охватывает князя Андрея, поглотив его совершенно. В бою же он совсем воодушевляется.
"— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним".
Именно на войне жизнь обретает для него истинный смысл. Вернувшись же домой, князь Андрей совершенно меняется. Но не будем торопить события', а лучше посмотрим, каков же он сейчас, весной 1809 года. "Пригретый весенним солнцем, он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам".
Но почему же бессмысленно? Кругом весна. Такая красота кругом: "...Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы". Читая эти строки, невольно забываешь о том, что есть на свете еще что-то, кроме войны, солнца и этого просыпающегося леса. И кажется, так мало нужно ему для счастья — совсем немного! И вместе с тем как его не хватает людям. Только в единстве с природой — истинное человеческое счастье. Она сама укажет вам единственно верный путь. Нужно только уметь увидеть и почувствовать эту весну, и тог да чувства станут воплощением мира, тепла, света и радости. А в душе человеческой родятся поразительно верные слова, такие простые, что кажется, как раньше не мог додуматься, что все вокруг так просто и вместе с тем величественно.
"— Ваше сиятельство, легко как.'.."
И вдруг среди этой ясной картины пробуждающейся к свету новой жизни возникают совершенно иные мысли, навеянные появлением старого, уродливого дуба. "Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья!"
Но как же нет! Вот же она! Только оглянись вокруг — сколько вокруг тепла и радости. Но ничего этого не видит хмурый и упрямый дуб. И не он один. "...Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думает князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!" Но как же можно в такую весну думать о смерти, когда вокруг столько жизни! Однако ничего этого не видит князь Андрей. Ему непонятны и чужды радость и любовь. Безнадежность и какое-то "грустно-приятное" упрямство овладели им. Он успокоился и ничего уже не ждет от жизни, а лишь доживает своей век. "не делая зла, не тревожась и ничего не желая".
Но что же это? Где он, прежний князь Андрей? Куда делась его безудержная решимость? Ничего этого не говорит нам Толстой, а лишь предлагает дальше путешествовать со своим героем в поместье Ростовых Отрадное, где царит весна и молодость.
"— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть!
Ночь была свежая и неподвижно-светлая.
— ...Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы..."
Гармония с природой — это то естественное состояние души, в котором пребывают Ростовы в лучшие минуты своей жизни. Вспомним сцену охоты, когда морозное утро и возбужденное состояние Наташи и Николая сливаются в одно целое, вызывая прилив чувств и бодрости. Именно этот взлет души так поразил князя Андрея в ту ночь у Ростовых, вызвав непонятные мысли и надежды. Что-то как будто перевернулось в нем. Не было уже тех безысходных мыслей, той тоски, печали и бессмысленного существования. И хотя все тот же дуб, все такой же упрямо-хмурый стоял насупившись у дороги, уже совсем иные чувства возникли в душе князя Андрея при виде его. "Нет, жизнь не кончена в 31 год, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей". Он вновь почувствовал прилив сил, жажда деятельности опять овладела им, и князь Андрей решил ехать в Петербург. Что это? Минутная страсть, мимолетный порыв, или?... Обновление жизни, любовь, молодость, весна — все слилось в одно — надежду. И эту надежду подала ему Наташа, та Наташа, которая так любил
а и понимала красоту и могущество вечно юной природы!
Но природа бывает не только бодрящая и не только свежая, но и коварство порой проявляет она в самой высшей мере. Вспомним Аустерлиц кое сражение. С самого начала природа противилась этому готовящемуся кровопролитию. И она приготовила свое оружие — туман: "Туман стал так силен, что, несмотря на то что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собой..." И казалось, туман этот был не только на земле, но и в умах людей, не понимающих, куда и зачем они идут... Утром же, когда туман рассеялся, измученные русские войска оказались прямо под прицелом неприятеля. Началась великая путаница: люди не понимали, куда бежать. Где наши? Где "проклятые хранцузы"? Исход дела решила оружейная пальба французов. Русские побежали: "Войска бежали такою густою толпою, что раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться". Это была месть, жестокая месть природы за то, что с ней не пожелали считаться русские военачальники.
Может быть, тогда природа благосклонна к французам? К Наполеону? Совсем нет. Она смеется над ним. Что значит его власть, его слава по сравнению с властью и могуществом природы: "Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), Наполеон... дал приказание начинать дело".
По мнению Толстого, природа — это все живое, а живое живет по законам добра, света и любви. Она протестует против всякого насилия, и потому после сурового дня Аустерлицкого сражения она дарует людям чистое, свежее утро.

Похожие сочинения

  1. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности,...смотреть целиком
  2. Значение романа «Война и мир» в мировой литературе и искусстве
    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...смотреть целиком
  3. Анализ эпизода “Прием в салоне Анны Павловны Шерер” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)
    “Приличьем стянутые маски” - вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер. Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает...смотреть целиком
  4. Женские образы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...смотреть целиком
  5. Особенности портретных описаний в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт. Так как для Толстого важна его собственная...смотреть целиком
  6. Москва в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума" и в романе Л. Толстого "Война и мир"
    “Кто был в Москве, тот знает Россию”, — сказал Карамзин. Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва два столетия...смотреть целиком
  7. Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”. Увлекшись мыслью о народном характере войны,...смотреть целиком