Пьер Безухов - одни из самых привлекательных персонажей толстовского романа «Война и мир». Это сложный, противоречивый человек, в котором сочетаются несочетаемые, казалось бы, черты - готовность посвятить свою жизнь благу других людей, стремление к полезной деятельности и слабость воли, безынициативность; поиски «успокоения, согласия с самим собой» и наследственная склонность к разгульному барству.
В начале повествования Пьер - молодой человек, захваченный водоворотом жизни, по-детски отзывчивый ко всему - как хорошему, так и дурному, - что предлагает ему жизнь. Безухов полон благородных побуждений, страстно увлечен французским Просвещением, идеями всеобщего братства. В то же время он все больше втягивается в разгульную жизнь столичной «золотой молодежи», кутит в компании Анатоля Курагина. На этом пути его ждет неизбежная катастрофа: Безухов женится на циничной, расчетливой и безнравственной Элен Курагиной, приняв порыв собственной чувственности за любовь.
Измена жены с Долоховым потрясает Пьера. Он вынужден вызвать Долохова па дуэль, однако в нем пет ненависти к противнику. Напротив, герой испытывает нравственное страдание от необходимости стрелять в любовника своей жены, поскольку считает его невиновным. «Может быть, я бы то же самое сделал бы па его месте», - думает герой. Как это бывает с благородными, подлинно нравственными людьми, Пьер способен «возвыситься» над ситуацией, быть справедливым и беспристрастным в оценках других и, в конечном счете, обвинить в своих бедах, прежде всего самого себя.
Ранив на дуэли Долохова и расставшись с женой, Пьер ощущает страшную внутреннюю пустоту. Жизнь представляется ему бессмысленной. Герой задаст себе вопросы, на которые нет ответа: «Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»
Встреча с масоном Баздеевым спасительна для Пьера в этот кризисный для него момент жизни. Путь нравственного совершенствования, который предлагают масоны, представляется герою единственным шансом на обновление и возрождение к жизни. Однако вскоре Пьер убедился в том, что многие видели в масонстве средство для расширения своих светских связей, что масонов точно так же, как завсегдатаев модных столичных салонов, интересовали не проблемы любви, истины и блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».
Народный патриотический подъем во время Отечественной воины 1812 года исцеляет
героя от пережитой им личной драмы. Бородинская битва, увиденная в романе глазами Пьера, пробуждает в нем новые духовные силы. Потрясенный героизмом солдат, Безухов сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. Приближаясь к главной квартире французов, он по дороге спасает из горящего дома девочку, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры.
Важным событием в жизни Пьера становится его знакомство с простым солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, олицетворяющем в романе народные массы. Каратаев оказал огромное воздействие на Пьера Безухова. Его встреча с Каратаевым стала важной вехой на пути обретения Безуховым внутренней гармонии, «согласия с самим собой». Каратаев возродил в Безухове веру в жизнь, в Бога.
Эта встреча означает для Пьера приобщение к народу и народной мудрости, подлинное сближение с простыми людьми. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...» Встреча с Платоном Каратаевым позволила Пьеру подняться на какую-то новую духовную высоту, обогатила его новым восприятием бытия.
Наблюдая за психологическим состоянием героя в эту пору, Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека. Оно, по Толстому, заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворенности, в независимости от внешних обстоятельств.
Однако в целом жизненная позиция Платона неприемлема для Пьера, с его жаждой деятельности и активного совершенствования мира и собственной души. По возвращении из плена Пьер не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего психологического склада, по своим ценностным установкам герой не способен жить без поиска, без активного и творческого отношения к жизни. Лишь «деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Созвучны этой позиции и мысли автора: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время...смотреть целиком
  5. Разнообразие душевного мира героев (по роману А.Н. Толстого "Война и мир")
    А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний...смотреть целиком
  6. Духовные искания Андрея Болконского
    Героев книги “Война и мир” можно условно разделить на три категории: “мертвые жизни”, статичные персонажи, полагающие внешние салонные проявления жизни ее сущностью; герои, ”ощущающие” жизнь, обладающие способностью чувствовать “полноту жизни” настолько,...смотреть целиком
  7. Пьер Безухов и Андрей Болконский
    Роман Толстого «Война и мир» познакомил нас со многими героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными, добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего к ним относятся Пьер Безухое и Андрей...смотреть целиком