Впервые мы видим Андрея Болконского и Пьера Безухова в петербургском салоне фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер. Толстой язвительно уподобляет заведенным машинам в прядильной мастерской принятый характер общения в великосветском элегантном салоне: неумолкаемые фальшиво оживленные разговоры в разных кружках, наигранная восторженность и наигранная грусть, сплетни, анекдоты, перемножаемые политическими новостями...

На этом фоне неуклюжий, толстый Пьер Безухов со своей наивной, доброй улыбкой, искренними высказываниями (не «в тон» всем) кажется весьма неуместным и даже шокирующим общество. Но именно этими качествами привлекает он как автора, так и читателя. По-иному проявляется здесь непохожесть на других Андрея Болконского. И внешность блестящего офицера, и соблюдение этикета делают его своим в салоне. Но потухший свет в глазах, нескрываемая «онегинско-печоринская» скука, чувство утомления от ничтожных, «затверженных речей», притворных отношений отдаляют его от среды на значительное расстояние. Совсем другим человеком, сбросившим сухость, равнодушие, доброжелательным, воодушевленным, искренним предстает он в домашней беседе с Пьером в своем кабинете.

Болконский раскрывает другу (который дорог ему «особенно потому, что один живой человек» в светском обществе) свое сердце, свои мысли и 393 намерения; он идет на войну, так как недоволен окружающими и собой: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество... эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне». Обеспокоенный судьбой Пьера, высоко ценя его ум и душу, он по- дружески, без назидательности советует оставить круг «золотой молодежи» во главе с Анатолем Курагиным и Долоховым. Один из первых критиков «Войны и мира» справедливо заметил, что Л.Н.Толстой «обладает способностью обнаруживания пустоты того, что выдает себя за жизнь» (Страхов Н.Н. Литературная критика).

В ходе работы писатель сделал князя Андрея сыном старого Болконского и, заинтересовавшись им, определил большую роль в дальнейшем движении сюжета, «помиловал его, только сильно ранив вместо смерти». Изменилась и политическая ориентация «блестящего офицера»: вместо прежней верноподданности — независимость и оппозиционность (проявление в новых исторических условиях родовых черт Болконского), выразившихся то в защите Наполеона, как наследника идей Великой французской революции, то в движении к декабризму и в попытке преодолеть сословную ограниченность взгляда на народ после всего пережитого: «Я учен Аустерлицем, Турцией, Молдавией, Бородиным. Успех наш в Отечественной войне — успех солдат, успех мужика, народа, а не Барклая и не умирающего Кутузова». Это убеждение поистине выстрадано Болконским, что и показано автором, прослеживающим неровный жизненный путь и тревожные искания этого героя.

Поражение русских войск обострило его чувства, поколебало верноподцанничество. Под Шенграбеном «князь Андрей Болконский сильно чувствовал стыд за наше положение ... во время отступления», в его душе боролись патриотическая гордость, чувство ответственности за общее дело войны и «затаенный, но не менее сильный энтузиазм к герою того времени».

Подвижности мысли, чувства вполне соответствует в последнем тексте меняющееся выражение лица Болконского: учтиво-холодное, порой презрительное (в светском обществе), оно «очень задумчиво и нежно» в часы расставания с родными перед отъездом на войну. В армии, во время смотра войск в Браунау, Толстой вновь фиксирует перемены в Болконском, красивом адъютанте, ближе всех стоящем к Кутузову: «В выражении его лица, в движениях, в походке», в улыбке, веселом взгляде «не было заметно прежнего притворства, усталости и лени». Он был занят делом, «лицо его выражало больше довольства собой и окружающими».

Изменчивость Болконского в зависимости от внешних обстоятельств, от людей, окружающих в данный момент, вызывает разное к нему отношение: одни признают его человеком «из ряда вон выходящим», ценят его деловитость, восхищаются умом, способностями, стремятся подражать ему; другие же не любят его, считают «надутым, холодным, неприятным человеком».

Похожие сочинения

  1. Семья Ростовых и семья Болконских
    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....смотреть целиком
  2. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  3. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  4. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время...смотреть целиком
  5. Женские образы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...смотреть целиком
  6. Элен воплощение внешней красоты и внутренней пустоты  Новое!
    Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную, бездушную статую. В...смотреть целиком
  7. Различие путей нравственного поиска в судьбах А. Болконского, П. Безухова и Н. Ростова
    Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его душа были предметом творческих исследований и Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в...смотреть целиком