«Война и мир» взволнованно ставит и решает важнейшие вопросы бытия: о свободе и необходимости в жизни частной и общей, о добре и зле, о правде и красоте. Неверно думать, что глубокие нравственные и философские вопросы о смысле жизни, о назначении человека встали перед Толстым лишь в поздний период творчества, после «Исповеди». В «Войне и мире» они уже поставлены - остро и сильно; ответов на них лучшие герои Толстого ищут со всем напряжением душевных сил. Что справедливо и что несправедливо, существует ли добро, каково назначение отдельного человека и всего человечества - об этих высоких предметах спорят Андрей и Пьер. Они не могут жить, не разрешив для себя этих вопросов.

Проницательный Пьер Безухов, склонный к самоанализу, говорит Марье Болконской, что не может объяснить себе Наташу, - она обворожительна, и всё. Но именно она умеет помнить и понимать, а это всего важнее в человеческом общении.

Создатель «Войны и мира» раскрыл тайну очарования. Читатель встречается с Наташей, когда она, жизнерадостная девочка-подросток, на именинном обеде отчаянно и весело спрашивает о мороженом и потом гордо танцует с «взрослым, приехавшим из-за границы», толстым, неуклюжим Пьером. В эпилоге романа мы расстаемся с Наташей, ставшей женой этого толстого Пьера и матерью четверых детей. Знаем еще, по написанным главам неоконченного романа «Декабристы», что она последует за декабристом-мужем в Сибирь и возвратится оттуда в Москву через 30 лет.

Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость. После Бородинского сражения Пьер, радостно потрясенный, думает во сне: «Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего». Наташа, сама того не замечая и не задумываясь, умеет это, потому что умеет быть счастливой сама и делать счастливыми других.
С точки зрения творца «Войны и мира», люди могут и должны быть счастливы. «Кто счастлив, тот прав!» - записал он в своем дневнике 1863 года, когда начиналась работа над романом. «Сущность ее жизни - любовь», - сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей. Эпитет прекрасный - частый в портретных характеристиках романа. У Анатоля Курагина «прекрасные большие глаза», «прекрасное лицо»; «прекрасные глаза» и у мадемуазель Бурьен; «прекрасные наглые глаза» у Долохова; у императора Александра «прекрасные голубые» глаза. Но в их красоте нет одухотворяющего ее, доброго начала, которое светится в «прекрасных, лучистых, кротких» глазах княжны Марьи, в «прекрасных глазах» ее брата с их «умным и добрым» блеском и в сияющих, полных слез, прекрасных глазах Наташи, когда она в Мытищах приходит к князю Андрею.

Князь Андрей трогателен, когда дрожащими, неумелыми руками капает лекарство и волнуется у постели выздоравливающего сына. Но он несчастлив при этом и, стало быть, не прав. Надо жить, надо верить в добро, существующее в мире, в большое и высокое предназначение человека, - это доказывает Андрею Пьер в споре на пароме.

Нравственно требовательному к себе человеку нельзя успокаиваться - надо биться, путаться, надо искать смысл жизни, своей собственной и всех людей. Это убеждение - одно из главных и постоянных у самого Толстого. Почти все встречи двух друзей, Андрея и Пьера, происходят в романе в ответственные, поворотные моменты их жизни и полны драматического напряжения. Они тянутся друг к другу, как полюсы магнита, и так взаимодействуют. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь - говорит Толстой.

В художественном мире толстовского романа утверждается как истинная любовь земная, и все сочинения позднего Толстого, в том числе написанный в защиту христианской любви последний его роман, «Воскресение», не могут убедить нас в том, что «Война и мир» была ошибкой. Впрочем, и сам Толстой едва ли надеялся и хотел своими поздними сочинениями перечеркнуть творчество предшествующих лет. Когда в 1996 году японец Токутоми Рока спросил его (в Ясной Поляне), какое из своих сочинений он любит больше всего, Толстой коротко ответил: «Война и мир».

В Пьере Безухове заведомо нет никакого аристократизма. В окончательном текстеромана «ничего не говорится о его матери, в черновиках несколько раз упоминается красивая молодая женщина, видимо крестьянка, перевезенная графом в город и жившая в его доме. В романе сохранилось одно: внебрачный сын, ставший после смерти отца графом и богатым человеком. Как всегда у Толстого, внутренние, душевные свойства и возможности человека раскрываются в самом первом, внешнем его описании. О Пьере сказано, что у него с улыбкой «вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения», у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд», «выражение добродушия, простоты и скромности».

Похожие сочинения

  1. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  2. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  3. "Вечер в салоне Шерер Петербург Июль 1805 год" (анализ эпизода романа Л Толстого "Война и мир")
    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной...смотреть целиком
  4. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  5. На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)
    Роман – эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий. Все это достигнуто...смотреть целиком
  6. "Война и мир" как роман-эпопея
    Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик...смотреть целиком
  7. Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)  Новое!
    Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, в образе которого автор отобразил духовные искания дворянской интеллигенции первой трети XIX века. К образу Пьера очень хорошо подходят слова Толстого, написанные им когда-то в своем дневнике: «Чтобы жить...смотреть целиком