Существует много уровней восприятия текста, и чем глубже вы будете проникать в сложный мир худо­жественного произведения, тем полнее и лучше пой­мете его неповторимую красоту. Именно на уровне жанра особенно отчетливо проявляется органическое сочетание формы и содержания в литературе.

Жанр является элементом формы, но это содер­жательная форма, потому что выбор автором того или иного жанра вытекает из его творческого за­мысла и напрямую соотносится с содержательным уровнем. Жанр заранее настраивает читателя на оп­ределенное восприятие произведения. Формируется точка зрения, критерии оценки, та «память жанра», по словам литературоведа М. М. Бахтина, которая поможет вам лучше уяснить, как писатель исполь­зует уже имевшиеся традиции и в чем состоит его новаторство.

К какой же жанровой традиции отнести «Войну и мир»? Сам Толстой отказывался от четкого жан­рового определения своего произведения, предпочи­тая иногда называть его просто книгой. «Что такое "Война и мир"»? — спрашивал писатель и отвечал:

«Это не роман, еще менее повесть, еще менее историческая хроника». В этой связи Толстой совер­шенно справедливо отмечал, что русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом само­го смелого новаторства в области жанра: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произ­ведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести».В определении жанровой природы «Войны и ми­ра» до сих пор нет единства среди литературоведов. И все же термин, на котором настаивал А. В. Чи­черин, роман-эпопея представляется наиболее предпоч­тительным.

Впервые в истории русской литературы было со­здано произведение, сочетающее повествование о со­бытиях большого исторического масштаба, общена­ционального значения (эпопея) и рассказ о личных судьбах людей (роман). Представлены картины бы­та, нравов и широкая панорама европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изобра­жение самого хода истории и философские рассуж­дения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и зако­номерность, роль личности в истории и т. д.

Главная — поистине эпическая — идея произве­дения, его основная мысль есть, по словам самого писателя, «мысль народная». Еще в раннем твор­честве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношениях дворянской интелли­генции и народа (военные рассказы, «Утро помещи­ка», «Казаки»). В «Войне и мире» он впервые худо­жественно раскрыл роль народных масс в истори­ческих событиях.

Народное сознание определило авторскую концеп­цию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения. Название это многозначно. Мир можно воспринимать и как явление, противо­стоящее войне, и как человеческое сообщество (на­пример, крестьянский мир), и как вселенную. В любом случае это нечто, противостоящее насилию и разрушению. Мысль об общечеловеческом едине­нии, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу прони­зывает весь текст, отражая народное мировоспри­ятие и определяя жанровое своеобразие «Войны и мира».

Похожие сочинения

  1. В поисках смысла жизни (по роману Толстого "Война и мир")
    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...смотреть целиком
  2. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  3. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  4. Утверждение общечеловеческих ценностей в романе «Война и Мир»
    «Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих...смотреть целиком
  5. Столичное и поместное дворянство в романе «Война и мир»  Новое!
    Толстой видит мир, как человек, проникший за кулисы общественной и политической жизни. Б. Шоу Определяя главную мысль «Войны и мира», Л. Н. Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». Народ для Толстого — мерило всех нравствен­ных...смотреть целиком
  6. Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. IV, ч.1, гл. XI, XII)
    Пьер Безухое — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли,...смотреть целиком
  7. Народ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»  Новое!
    Я пытался писать историю народа. Л. Толстой Л. Н. Толстой считал, что передвижение стрелок на часах истории зависит от вращения множества сцеплен­ных друг с другом колесиков, а этими колесиками оказы­ваются люди с бесконечным разнообразием характеров. В...смотреть целиком