...Я буду писать историю людей,

более сво­бодных, чем государственные

люди, историю людей, живших в

самых выгодных условиях жиз­ни...

людей, свободных от бедности,

от невеже­ства, и независимых.

Л. Толстой

Отход от господствующих социальных норм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» с особой силой проявля­ется в истории психологической эволюции Пьера Безухо­ва, и не только отход, но и страстные поиски новых, истинно человеческих отношений. При знакомстве Пьер предстает перед нами уже сложившейся индивидуаль­ностью, которая ощущает внутренний разлад со своей социальной средой.

Реальная сущность исканий Безухова заключается в проверке ценностей, которыми обладает не только жизнь близкого ему мира, но и жизнь людей его века, жизнь чело­вечества в целом.

Так, в салоне Анны Павловны Шерер Пьер горячо от­стаивает идеи французской революции, одобряет действия Наполеона, приводя множество примеров полезных для народа действий Бонапарта.

Жизненный путь Безухова — это путь ошибок, иска­ний и заблуждений. Первоначальный интерес к светскому обществу, кутежам, бесчинствам в кружках Курагина и Долохова быстро исчезает, но Безухов оказывается марио­неткой в ловких руках князя Василия, который не упус­кает своей возможности и женит Пьера на Элен. Но Пьер довольно скоро понимает всю бессмысленность такого па­разитического существования.

Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми он постоянно занят, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Безухов ищет духовного, нравственного обновления, он на­деется на то, что именно здесь «найдет возрождение к но­вой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого, активным участником которого он мечтает быть.

Под влиянием масонских идей Пьер пытается ввести новшества у себя в хозяйстве, но за детской чистотой и доверчивостью не видит всей сложности жизненных отно­шений, цепкой косности, изворотливости, произвола окру­жающих. Намереваясь совершить благородное дело, он лег­ко дает себя обмануть.Вскоре за распространением мудрости и добродетели, за причудливым ритуалом Пьер разглядел довольно прозаи­ческие стремления видных членов масонской ложи. Ма­сонство оказалось зыбкой почвой, на которой нельзя было построить новую жизнь.

События Отечественной войны производят крутой пе­релом во взглядах Пьера на жизнь, позволяя ему выйти из замкнутой сферы установившихся привычек, житей­ских отношений, которые сковывали и подавляли его. Ощу­щая душевный подъем, Пьер снаряжает полк, который от­правляется на Бородинское сражение, а сам Безухов едет следом, в Можайск. В день Бородина, на батарее Раевского, Пьер становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, умения просто и естествен­но совершать подвиг самоотвержения.

Теперь отношение Безухова к Наполеону резко изменя­ется, восхищение «наследником» революции уступает мес­то ненависти к деспоту и злодею.

Попав в плен к французам, Пьер сближается с Плато­ном Каратаевым, в котором его покоряет спокойное, уми­ротворенное приятие мира, незлобивость, доброта, проявля­емые этим человеком. Под влиянием Каратаева «Пьер впервые оценил наслаждение еды, когда хотелось есть... пить...» Очень существенно, что рядом с естественными потребностями человека Безухов ставит свободу выбора занятий, свободу образа жизни.

После возвращения из плена Пьер очень изменился нравственно, духовно, «Он сделался какой-то чистый, глад­кий, свежий; точно из бани.,, морально из бани».

Подчеркивая новое, активное отношение Безухова к со­циальной деятельности, Толстой наделяет его чертами бу­дущего декабриста. Социальное разложение, политический гнет, наблюдаемые Пьером вокруг, вызывают его гнев и возмущение. Безухов убежден в том, что вывести общество из бедственного состояния можно усилиями честных лю­дей, которые должны быть тесно связаны между собой, по­тому что существует близость и единство между людьми порока и зла.

Мысль об исправлении рода человеческого, давно вол­новавшая Безухова, получает в эпилоге романа свое выра­жение в виде действенного стремления к обновлению че­ловека и общества, устранению социального и политичес­кого гнета, стремления, которое может и должно объеди­нить передовых людей общества.

Общественная устремленность Пьера представляет со­бой не только итог его исканий, но и органическое звено в идейно-творческой концепции романа.

Похожие сочинения

  1. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  2. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  3. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  4. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....смотреть целиком
  5. Значение романа «Война и мир» в мировой литературе и искусстве
    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...смотреть целиком
  6. «Мысль народная» в романе-эпопее (о «Войне и мире» Л. Н. Толстого)  Новое!
    Проблемы войны и мира. Глав­ным героем «Войны и мира» яв­ляется народ. Исторический мате­риал только укрепил Толстого в правильности вы­вода о том, что судьбы страны определяет народ. В статье «Несколько слов по поводу книги "Вой­на и мир"»...смотреть целиком
  7. Анна Павловна Шерер
    Фрейлина, приближенная императрицы Марии Федоровны. Ш. - хозяйка модного в Петербурге салона, описание вечера в котором и открывает роман. А.П. 40 лет, она искусственна, как и весь высший свет. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью...смотреть целиком