Чтобы жить честно,надо рваться, путаться,биться,ошибаться,начинать и бросать,и опять начинать и опять бросать,и вечно бороться и лишаться.А спокойствие-душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого состояла из нравственных исканий.Всю жизнь он повторял одну и ту же молитву:"Господи! Научи меня жить!" Романы свидетельствуют о бесконечной душевной борьбе писателя. Задумав писать роман о декабристе,вернувшемся из ссылки,он понял,что для раскрытия внутреннего мира героев ему надо вернуться на несколько лет назад и окунуться в общество 1812 года.Но работа с историческими книгами и архивами заставила его вернуться к 1805 году. Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни героев."Люди, как реки...",-говорил он,подчёркивая этим сравнением необъятность,сложность человеческой души,изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни.Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни,в мечтах о деятельности для пользы народа. На Пьера,которого он задумал как декабриста,Толстой потратил лучшие краски души своей.Безухов ищет ответ на вопрос, поставленный перед ним эпохой 60-х годов:что делать? Чему посвятить жизнь?
"Он так всеми силами души своей всегда искал одного:быть вполне хорошим",-эти слова Пьера,сказанные об Андрее Болконском,относятся и к самому Пьеру.Впервые встречаясь с ним в салоне Шерер,мы чувствуем,что этот неуклюжий молодой человек,как инородное тело,не в своей среде, выглядит довольно нелепо.Он слишком искренен и естественен,чтобы скрывать свои чувства за непроницаемой маской и сдерживать эмоции.Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени,восхищаются Наполеоном. А защищая перед ярыми монархистами идеи французской революции,он заходит так далеко,что совсем уже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общество,и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пьера в нужные рамки.В отличии от него Андрей Болконский уже устал от всего и стремится на войну,надеясь найти там применение себе и совершить подвиг,добыть славу себе,а,следовательно,и отечеству.Со сдержанно презрительной улыбкой прохаживается он между опостылившими ему людьми,лишь встретив Пьера,он становится немного теплее и доброжелательнее. Чувствуя себя довольно неуютно в салоне Анны Шерер,Пьер тратит свои силы на разгул в компании Долохова и Курагина, где "золотая молодёжь"веселится,как ей угодно,доходя до безрассудства.Описывая развлечения молодых людей,Толстой невольно сравнивает их с помещением,в котором они собираются.Сначала этот зал,освещённый богатыми люстрами,сверкает своей изысканностью,белизной и богатством. Столы, покрытые белыми,накрахмаленными скатертями,ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной серебряной посуды.С иголочки одетые молодые люди рассаживаются за столы. Но через полчаса комната в нечто,очень похожее на хлев.Молодые люди,отбросив все приличия,
пьют вино,закусывая его жирным мясом, спорят,ставят об заклад.Сам Долохов,поспорив,что выпьет бутылку вина,стоя на карнизе,уже выиграл спор и принялся за новое развлечение.Но когда Пьер решил испытать себя,его остановили и успокоили.Этим писатель хотел подчеркнуть,что Пьера любили и уважали...
Молодой человек мечется,ошибается,совершает одну из самых страшных ошибок- связывает свою жизнь с Элен. Воспользовавшись его детской беспомощностью в вопросах брака,его женили на холодной Элен.Но ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу.Пьеру кажется,что в масонстве он нашёл воплощение своих идеа-
лов.Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве.Он хочет действовать,приносить пользу людям. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных.Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства.Нет и личного счастья.В жизни его наступает полоса разочарований в личном счастье,в общественных идеалах.И вновь ошибки...
Пытаясь найти своё место,он едет на Бородино и волею случая оказывается на самом главном и опасном редуте.Пьер рад любой работе:таскать ящики,помогать раненым.Выглядит он очень нелепо,но симпатии солдат всё же обращены к нему. Вид бойни приводит его в ужас:"Нет, теперь они оставят это,теперь они ужаснутся
того,что они сделали!" Всем своим видом и душевным смятением выражает Пьер всю антигуманную сущность войны.Оставшись в Москве,он вновь сталкивается с ужасами войны.Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение.Но понимает вскоре,что Наполеон недоступен и убить его невозможно.Спасая девочку из огня пожара,Пьер попадает в плен,где пытается понять этих людей,которые привыкли спать в пыли,отдавать последнее,не оставляя себе самого нужного.Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь и маленькие её радости.Встреча с Платоном Каратаевым,который представляет собой обобщённый крестьянский образ,во многом меняет отношение Пьера к жизни.Платон изменяет сознание Пьера своей народной мудростью,даёт ему возможность понять иное мироощущение,не основанное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев,обобщено,как особый дух правды и красоты.
Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа,словно ангел,входит в его жизнь, озаряя её тёплым,ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.Но искания его ещё не кончились.Путь к правде слишком труден.Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.
Между Платоном Каратаевым и Безуховым стена, признанная Пьером. Но в семье часто вспоминают этого доброго, милого человека. Пьер постоянно обращается мысленно к нему,спрашивая себя:"А как бы поступил он?" Николай Болконский любит Пьера, мы чувствуем,что он продолжит дело Пьера, о чём свидетельствуют его слова в конце романа:"Да,я сделаю то,чем бы даже он был доволен..."Он-это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера.