В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого не случайно многие страницы посвящены психологии героев, их внутреннему миру, нравственным исканиям. Автор сумел рассказать о побудительных причинах поступков человека и сам определил, что понимает под словами «духовный мир» героя: «жизнь сердца и интересы мысли». Любимые герои Толстого – те, кто мучительно ищет, «что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Такими ищущими смысла жизни людьми предстают перед нами князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Умственные и жизненные искания героев сближают их, делают интересными друг другу и друзьями, для которых светская жизнь не имеет смысла.

В тот момент, когда мы впервые встречаемся с ними в салоне А. П. Шерер, Пьеру двадцать лет, он только что вернулся из за границы, где прожил десять лет, получил воспитание и образование. Князь Андрей старше на семь лет, женат, «свой» человек в светской гостиной. Но «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Только Пьеру он радостно улыбается потому, что он единственный там человек, который ведет себя естественно, говорит то, что думает. Болконский видит, что Пьер тянется к нему, доверяет ему во всем и отвечает ему тем же. Андрей раскрывает перед ним самые сокровенные мысли и чувства: признается, что несчастлив, что ведет жизнь, которой недоволен, что мечтает уехать в армию.

Следующая их встреча происходит в Богучарове, когда по дороге из своих южных имений Пьер заехал к Андрею, так как чувствовал душевную потребность свидания с другом. Шел 1808 год. Произошло много событий в жизни каждого из них, во многом они изменились в результате переживаний, страданий, оставивших след в душе.

Князь Андрей, участвуя в военных событиях 1805 года, «почитал свой собственный интерес в ходе общего дела», храбро сражался под Шенграбеном и Аустерлицем. Последнее сражение в корне изменило его представления о славе и перечеркнуло идеал героя. Он увидел грязь, кровь, страдания и муки людей, познакомился с истинным героизмом батарейцев Тушина, понял, что подвиги совершаются не ради личной славы, а для спасения людей, Родины. Окончательный крах идеи бонапартизма потерпели на Праценской высоте, где раненый князь Андрей увидел объезжающего поле битвы Наполеона, и, еще вчера мечтавший о «собственном Тулоне», совершенно иначе оценил свой прежний идеал: «так мелочен ему казался сам герой его».

От большой доли эгоизма князь Болконский освободился под влиянием смерти жены от родов, «он почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть».

Жизнь Пьера в эти годы складывалась иначе. Он пережил увлечение жизнью «золотой молодежи», пытался найти счастье в семейной жизни, вступил в общество масонов, колеблясь, но желая поверить в его заповеди и устав. Безухов хочет быть полезным людям, он едет в южные имения, чтобы облегчить жизнь крепостных крестьян (князь Андрей сделал то же в Богучарове). Пьер твердо верит, что «наслаждение делать добро есть единственно верное счастье в жизни». Его желание жить для других, делая им добро, благотворно влияет на грустное и критическое настроение Болконского.

Под влиянием встречи с Пьером, с Ростовыми (с Наташей в Отрадном), под воздействием желания быть полезным людям князь Андрей возвращается в Петербург, работает над проектом устава армии, а затем в комиссии Сперанского. Его жизнь украсилась любовью к Наташе, истинной дружбой Пьера. Но дела, которое принесло бы князю Андрею удовлетворение, он так и не нашел. Начавшаяся война 1812 года застает его ожесточившимся, неудовлетворенным, несчастным.

Только в условиях единения с народом в войне против захватчиков князь Андрей приобретает душевное равновесие.

В годы, предшествующие войне 1812 года, «в душе Пьера происходила сложная и трудная работа внутреннего развития», а внешне жизнь его была обычной для богатого хлебосольного русского барина, «кошелек его был открыт для всех». Пьера мучала неудовлетворенность собой и фальшь «деятельности» масонов. После поездки за границу и выступления перед «братьями», после вступления в масонство любовника его жены Бориса Друбецкого Пьер мучается и сомневается сильнее, чем прежде, но найти свое место в жизни пока не умеет.

Путь друзей – Андрея Болконского и Пьера Безухова – путь сближения с народом, путь познания народной жизни. Как и вся лучшая часть русского дворянства, в канун Бородинского сражения и после него они приходят к единственно верному суждению о смысле жизни в этих обстоятельствах. Князь Андрей выражает отношение всего народа к врагам: «Надо их казнить». А Пьер после Бородина говорит себе: «Солдатом быть, просто солдатом». Под влиянием этих мыслей он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона.

Такими мы видим друзей в войне 1812 года и таков, на взгляд Толстого, закономерный результат нравственных исканий передовых дворян первой четверти XIX века, лучшими представителями которых являются главные герои романа.