Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или другой теории, иди хочет показать гармонию с великой «матерью-природой».

Большую роль играет пейзаж в романе «Война и мир», он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге… На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками… Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того более того нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит подлинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» «Да, он прав, тысячу раз прав тот самый дуб,— думал князь Андрей,— пускай другие, молодые, снова поддаются на тот самый обман, а мы знаем жизнь,— наша жизнь кончена!» Он решает существовать тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский задолженность.

Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и упоение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. «Да это тот самый дуб»,— подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не пора «хоронить» себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.

Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, «духовное родство». Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто более того не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.

Такое описание природы — традиция русской литературы, получившая начало ещё в древнейшем нашем памятнике «Слово о полку Игореве», а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства.

Похожие сочинения

  1. Наташа Ростова 3
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  2. Радикальная и народническая критика о романе "Война и мир"  Новое!
    В начале 60-х годов, как уже было сказано, с раздражением встретила роман-эпопею, не найдя в нем изображения революционной интеллигенции и обличения крепостничества. Известный в то время критик В. Зайцев в статье «Перлы и адаманты русской журналистики»...смотреть целиком
  3. «Нет величия там где нет простоты добра и правды» (Полководцы в романе эпопее «Война и мир»)  Новое!
    Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности. Л. Н. Толстой Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но...смотреть целиком
  4. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности,...смотреть целиком
  5. Образ Николая Ростова
    Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» -один из самых «густонаселенных романов», известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки...смотреть целиком
  6. “Мысль семейная” в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской
    Роман "Война и мир" — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На...смотреть целиком
  7. Нравственный идеал в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"  Новое!
    И ҹем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. И. Кант План. Мое понимание нравственного идеала. Нравственный идеал в романе...смотреть целиком