Ростова Наташа — одна из главных героинь романа, дочь графа Ростова, сестра Николая, Веры и Пети; в конце романа жена Пьера Безухова. Натали — "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...". В качестве ее прототипа Толстому послужили его жена и ее сестра Т.А.Берс, в замужестве Кузминская. По признанию писателя, он "взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа". Образ героини складывался постепенно с самого зарождения замысла, когда писателю рядом с его героем, бывшим декабристом, представляется и его жена. Наташа очень эмоциональна и чутка, она интуитивно угадывает людей, "не удостаивая" быть умной, иногда в проявлениях своих чувств эгоистична, но чаще способна на самозабвение и самопожертвование, как в случае с вывозом раненых из Москвы или выхаживанием матери после гибели Пети.Одно из определяющих качеств и достоинств Натали — ее музыкальность и редкий по красоте голос.
Своим пением она способна воздействовать на лучшее в человеке: именно пение Н. спасает от отчаяния после проигрыша 43 тысяч Николая. Старый граф Ростов говорит о Наташе, что она вся в него, "порох", Ахросимова же называет ее "казак" и "зелье девка". Постоянно увлекаясь, Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемена в ее судьбе происходит после встречи с князем Андреем, ставшим ее женихом. Нетерпеливое чувство, переполняющее Наташу, оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Лишь многое пережив и перечувствовав, она осознает свою вину перед Болконским, примиряясь с ним и оставаясь возле умирающего князя Андрея вплоть до его кончины. Настоящую любовь Наташа испытывает лишь к Пьеру Бе-зухову, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот. Соня — племянница и воспитанница старого графа Ростова, выросшая в его семье.
В основу сюжетной линии Сонечки положены судьба Т. А.Ергольской, родственницы, близкого друга и воспитательницы писателя, прожившей до конца своих дней в Ясной Поляне и во многом побудившей Толстого к занятиям литературным трудом. Однако духовный облик Ергольской достаточно далек от характера и внутреннего мира героини. В начале романа Сонечке 15 лет, она "тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой". Сонечка прекрасно вписывается в семью Ростовых, необыкновенно близка и дружна с Наташей, с детства влюблена в Николая.
Она сдержанна, молчалива, рассудительна, осторожна, в ней в высшей степени развита способность к самопожертвованию. Соня привлекает к себе внимание красотой и нравственной чистотой, но в ней нет той непосредственности и необъяснимо-неотразимой прелести, которая есть в Наташе. Чувство Сонечки к Николаю настолько постоянно и глубоко, что она хочет "любить всегда, а он пусть будет свободен". Это чувство заставляет ее отказать завидному в ее зависимом положении жениху — Долохову. Содержание жизни героини полностью зависит от ее любви: она счастлива, будучи связанной словом с Николаем Ростовым, особенно после святок и его отказа в просьбе матери ехать в Москву, чтобы жениться на богатой Жюли Курагиной. Свою судьбу Соня окончательно решает под влиянием пристрастных укоров и упреков старой графини, не желая платить неблагодарностью за все, что было сделано для нее в семье Ростовых, а главное, желая счастья Николаю. Она пишет ему письмо, в котором освобождает от данного слова, однако втайне надеется, что его брак с княжной Марьей будет невозможен после выздоровления князя Андрея. После смерти старого графа остается вместе с графиней жить на попечении вышедшего в отставку Николая Ростова.