Система образов романа основана на четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного, условно говоря, «кутузовского» и «наполеоновского». Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они показаны в процессе их постоянного изменения, преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности.

* «Даже в самом искреннем, поэтически чарующем. «Все можно»,— отмечает В. Е. Хализев,— для Толстого таится и нечто чуждое, напоминающее «наполеоновскую» веедозволенность. И герои «Войны и мира», обогащаясь опытом, освобождаются от былого своеволия и приходят к мысли, что надо быть прежде всего вместе с людьми».

Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие люди своего времени и своего класса. Им присущи непрестанные духовные искания, нравственный протест против тяжелой путаницы действительности и вместе с тем постоянная борьба с собой, недовольство собственной жизнью. В 1857 г. Толстой написал:

* «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Таков жизненный принцип не только писателя, но и его героев, которые с полным правом могут быть названы героями пути. Героическая эпоха 1812 г. помогает им избавиться от эгоистического мировосприятия, от «наполеоновского комплекса». Преодолевая ошибки, заблуждения, они приходят к пониманию своей общности с другими людьми, солдатами, пародом.

Князь Андрей Болконский, воспринявший от своего отца рационалистический тип сознания, предстает в первой половине романа как человек, живущий только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем на первых порах с честолюбивым желанием личной славы. Он готов отдать все на а свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…» Идейная эволюция князя Андрея имеет своей исходной» точкой его зависть к Наполеону. Так с самого начала романа возникает «наполеоновская тема» в ее соотношении с судьбами главных действующих лиц. Герой романа убежден, что исторические события вполне подчиняются воле одного человека. Узнав во время войны 805 г. о безнадежном положении русской армии, он мечтает, «что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения… Он соображал уже, как, приехав к армии, он а военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как одному будет поручено исполнение этого плана».

Спокойное и негромкое мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуться: уважением к людям, совершающим поистине героические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах. И все же желание прославить себя, сравниться с Наполеоном не оставляет Андрея Гюлконского. Только поэтому он и совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Однако когда он, тяжелораненый, лежал на Аустерлицком поле, свет вечного, неизменного, высокого неба помог ему осознать, что все, о чем он мечтал раньше,— пустое и обман, все оказывается ничтожным по сравнению с этим бесконечным небом. Даже Наполеон, недавний кумир, представляется ему теперь маленьким и ничтожным, а напыщенно-красивые фразы французского императора — фальшивыми и неуместными.Идейный кризис приводит князя Андрея к разочарованию к его честолюбивых планах. Много придется еще пережить герою романа, пока он найдет истинную дорогу. Состояние мрачной подавленности, пессимизма, вызванное крушением его надежд, смертью жены, нарушает Пьер Безухов с его призывами к деятельности, а затем в особенности Наташа Ростова, вернувшая князя Андрея к полноте ощущения живой жизни. А впереди у него — разочарование в гражданской деятельности, измена Наташи… В состоянии мрачной подавленности встречает он Отечественную войну, Бородинское сражение. И здесь-то приобщение к общенародному подвигу помогает ему поистине возродиться. Войну с Наполеоном он воспринимает как общенародную, а не только его личную трагедию: личное органически и естественно сливается с историческим и народным. Андрей Болконский окончательно преодолевает ложное представление о герое-одиночке, приходит к решительному осуждению «наполеоновской идеи», к постижению духа русского народа, народной правды, народного понимания исторических событий. Под влиянием разговора с Кутузовым накануне Бородинского сражения, полностью усвоив его взгляды, Болконский говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

* — А от чего же?
* — От того чувства, которое есть во мне, в нем,— он указал на Тимохина,— в каждом солдате».

Теперь, на Бородинском поле, князь Андрей уже не думает, Что он один в состоянии решить судьбу сражения. В полном соответствии с авторским пониманием законов войны он ощущает себя (так же, как и Кутузов) лишь частичкой той огромной силы, кото-рои суждено победить врага. «Делать и приказывать ему нечего пило,— сказано в романе о поведении полкового командира Андрея Пол конского во время Бородинского сражения.— Все делалось само собою». Идейные искания князя Андрея в период от Аустерлица до Бородина — это его путь от Наполеона к Кутузову.

В отличие от Андрея Болконского Пьер Безухов обращается не к рациональному, а к нравственному началу в человеке. Это новый тип героя в русской литературе, сочетающий высокую интеллектуальную культуру, интерес к философским проблемам с цельностью натуры, искренним демократизмом, природной добротой. Он также занят поисками ответа на вопрос о смысле жизни, также стремится вырваться за пределы фальшивой, лицемерной морали светского общества. Пьер проходит через кутежи, масонство, филантропию, увлечение Наполеоном (которого сначала считал «величайшим человеком в мире»). Только Отечественная война приближает его к народной правде. Пьер обретает душевное равновесие, лишь постигая народный взгляд на жизнь и отрекаясь от индивидуалистического сознания. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми, с Платоном Каратаевым к Пьеру приходит ощущение внутренней свободы.

Встреча с Платоном Каратаевым была для Безухова очень важным этапом в душевном постижении народа. Однако нет оснований преувеличивать влияние на него каратаевщины как пассивного начала народной психологии и даже видеть в этом отступление Толстого от исторической истины. Пьер идет своим путем, ибо жизнь без поисков, без движения для него немыслима. Когда Наташа спросила, одобрил бы Каратаев его участие в тайном обществе, Пьер ответил: «Нет, не одобрил бы… Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь».

Страницы: 1 2

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. Сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская
    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку — это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...смотреть целиком
  3. Радикальная и народническая критика о романе "Война и мир"  Новое!
    В начале 60-х годов, как уже было сказано, с раздражением встретила роман-эпопею, не найдя в нем изображения революционной интеллигенции и обличения крепостничества. Известный в то время критик В. Зайцев в статье «Перлы и адаманты русской журналистики»...смотреть целиком
  4. Образ Николая Ростова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” — один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки...смотреть целиком
  5. Толстой. Мысль семейная в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской
    Роман "Война и мир" — одно из центральных произведений великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в первую очередь, произведение о людях, об их поисках своего места в жизни. На фоне...смотреть целиком
  6. Что заставило Пьера Безухова быть на Бородинском поле  Новое!
    Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои — Андрей Болконский и Пьер Безухов — натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна...смотреть целиком
  7. Гуманистический смысл названия романа А.Н. Толстого "Война и мир"
    А.Н. Толстой великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением в течение его творчества стал роман "Война и мир", который несет в себе философский характер, так как его герои размышляют о смысле жизни, о чувствах, и...смотреть целиком