В романе “Война и мир” Толстой наряду с народной выделяет тему семьи и личного счастья, которая играет важную роль в
жизни каждого персонажа произведения.

Испытанию любовью подвергаются практически все герои романа “Война и мир”. К истинной любви и взаимопониманию они
приходят не все сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, очищающее душу.

Тернистым был путь у Андрея Болконского. Двадцатилетним юношей, увлеченным и ослепленным внешней красотой, он женится
на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло понимание того, как жестоко он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в
отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись…”

Семейная жизнь не принесла ему счастья, он тяготился ею. Жену свою он не любил, скорее презирал как дитя глупого
“света”. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и
идиотом”.

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы и глубокий душевный перелом, презрение к жизни, разочарованность. В то время
Болконский походил на старый дуб, который стоял между красивых берез и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Да, он
прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - … наша жизнь кончена.” Таким он впервые встретился с Наташей в
Отрадном. От соприкосновения с ее естественной, озорной радостью жизни у него появилась светлая надежда. Он уезжал
преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый и уродливый, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”.

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых женщин
“света”, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”. Правда, даже любовь не помогла князю
Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе измены. Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома и
переосмысления жизни Болконский понял ее страдания и осознал жестокость разрыва с ней. Но было уже поздно, он навсегда
покидал этот мир.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же, как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что
приехавший из Парижа Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него наукой, на своем
опыте он убедился, что красота внешняя не всегда является залогом красоты внутренней.

Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, ее прекрасное, “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя он
чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он поддался чувству и стал мужем Элен. Но через некоторое время глубокое
чувство разочарования, презрения к жизни охватило его, когда загадочность Элен обернулась душевной пустотой и глупостью.

Встретив Наташу, Пьер, так же, как и Андрей, был поражен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней начало вырастать
в его душе тогда, когда Наташа и Андрей полюбили друг друга. Радость их счастья смешивалась в его душе с грустью. Но в
отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Курагиным. Он понял Наташу, быть
может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен.

После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, горящая
Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через все страдания, обновленная душа Пьера сохранила любовь к
Наташе. Встретившись с ней, тоже сильно изменившейся, помудревшей, он не сразу узнал ее. Не узнал потому, что в ее
добрых, печально вопросительных глазах не было свойственной им улыбки радости жизни. Оба они верили, что после всего
пережитого смогут ощутить эту радость. В их сердцах проснулась любовь.

Сила любви оживила Наташу после смерти Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к
матери показала ей, что сущность ее…- любовь – еще жива в ней”. Эта всесокрушающая сила любви, вызвавшая к жизни саму
Наташу, призывала к жизни любимых ею людей, на которых она была направлена.

Непросто складывалась судьба Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой
княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся к ней, да и то ради денег,
Анатоль Курагин не мог понять ее нравственной красоты.

Случайная встреча с Ростовым пробудила в Марье волнующее чувство. Каждое свидание все больше открывало им друг друга,
связывало их. В присутствии любимого княжна преображалась, становилась грациозной и женственной.

Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья лучше и выше его самого и Сонечки, которую,
как ему казалось прежде, он любил, нокоторая так и осталась “пустоцветом”. Ростов чувствовал также, что не поймет Марью
до конца, и их любовь становилась как будто сильнее от этого.

Идеалом супружества стала семья Безуховых. Наташа внутренне слилась с Пьером. Она перестала обращать внимание на
“внешние” средства: не принимала красивых поз, не пела, не наряжалась, оставила общество.

Наташа всю себя отдала мужу и семье, вся ее жизнь была сосредоточена на них. Она исполняла любое желание Пьера,
старалась угадать его мысль и волю. Жена неосознанно была его отражением, она впитывала в себя все лучшее, что
находилось в муже.

В эпилоге Толстой возвеличил духовное единение людей, составляющее основу семейности.

Так же, как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме гнило жило несколько совершенно различных миров – Ростовых и
Болконских. Каждый удерживал свою собственность и шел на уступки один другом. И эти миры слились в единое целое. В
результате создалась новая семья, новое поколение

Может быть, это и есть та идеальная семья, о которой мечтал Л.Н. Толстой.

Похожие сочинения

  1. Война и мир
    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...смотреть целиком
  2. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей,...смотреть целиком
  3. Описание образа Пьера Безухова в романе «Война и мир»
    Пьер Безухов по своему характеру, по складу Безухова своей натуры отличается от князя Андрея Болконского. Князь Андрей — по преимуществу натура волевая, интеллектуальная. У него трезвый, положительный ум, практический, волевой характер. Его путь —...смотреть целиком
  4. Эпоха наполеоновского нашествия в романе «Война и мир»
    Писатель отстаивает право народа в критической ситуации вести войну «не по правилам»: «И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному...смотреть целиком
  5. Образ капитана Тушина в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Воссоздавая на страницах “Войны и мира” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать...смотреть целиком
  6. Сюжетно композиционные особенности романа эпопеи «Война и мир»  Новое!
    План сочинения 1. Вступление. Новаторство Толстого. 2. Основная часть. Сюжетно-композиционные особенности произведения. - Принцип антитезы – основа композиции романа. - Принцип «сцеплений» в основе развития сюжета. Система персонажей,...смотреть целиком
  7. РОЛЬ ЭПИЗОДА "НА БАТАРЕЕ РАЕВСКОГО" В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
    Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила все общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего Отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших...смотреть целиком