1. Минуты, перевернувшие жизнь героев.
2. Мгновенные осознания в жизни Андрея Болконского.
3. Важность мимолетных открытий.

Часто в произведениях русских писателей можно увидеть описание тех судьбоносных минут, в которые главный герой переосмысливает свое существование, производит переоценку своих взглядов и убеждений, что в свою очередь полностью переворачивает его жизнь.

Достаточно вспомнить Родиона Раскольникова из романа М. Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Судьбоносные минуты преследовали этого человека всю жизнь: разговор в трактире студентов, рассуждающих на тему полезности и бесполезности старухи-процентщицы в этом мире, убийство это старушонки и ее сестры, осознание своей ничтожности и признание своей вины, мгновения озарения любви к Соне. Каждое из этих коротких промежутков времени настолько эмоционально и глубоко переживалось Раскольниковым, что всякий раз полностью переворачивало его жизнь, заставляло менять свои стойкие жизненные убеждения и принципы. Если Родиона просто преследуют подобные судьбоносные минуты, то персонажи других произведений могут со страхом ожидать их на протяжении долгих лет и даже по-своему готовиться к этому событию, как это случилось в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Сознание главного героя произведения Порфирия Головлева чуть ли всю сознательную жизнь было занято мыслью о роковой минуте, которой он боялся и ждал одновременно. Иудушка, как называли этого человека в семье, более всего страшился проклятия матери. Эта боязнь, безусловно, влияла на его поступки. Когда же мать все же прокляла Порфирия, он воспринял это спокойно: «Действительно, он очень боялся маменькиного проклятия, но представлял его себе совершенно иначе. В праздном его уме на этот случай целая обстановка сложилась: образа, зажженные свечи, маменька стоит среди комнаты, страшная, с почерневшим лицом... и проклинает! Потом: гром, свечи потухли, завеса разодрались, тьма покрыла землю, а вверху, среди туч, виднеется разгневанный лик Иеговы, освещенный молниями». Безусловно, ничего подобного в жизни не произошло, поэтому эти минуты еще более подтвердили Иудушке его безнаказанность. То есть мгновения вновь сыграли свою роль, причем более не для нерадивого сына, а для его матери, которая после своего проклятия быстро слегла и умерла. Немаловажное значение сыграли судьбоносные минуты в жизни главного героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского. На первых страницах книги герой показывается читателю как совершенно разочаровавшийся и уставший от жизни и супружества человек. Он совершенно несчастлив в браке, что выдает его высказывание, адресованное другу Пьеру: «Женись стариком... а то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого... все истратится по мелочам...». Даже войну Андрей рассматривает в качестве своеобразного избавления от рутины и однообразия жизни. Он проявляет невероятное бесстрашие в боях, стараясь поскорее встретиться со своей смертью. Когда русское войско проигрывает очередное сражение, Болконский, раненый, остается лежать на поле брани, однако не оставляет своего знамени. Наполеон в те времена пользовался огромной популярностью, причем его генеральский талант признавали не только соотечественники и друзья, но и его противники. В их число входил и Андрей.


Когда Наполеон лично обходит место сражения, Болконский узнает своего кумира. Понимает, что это минуты, наверное, ждал всю жизнь. Однако тут же его озаряет осознание, что эта встреча уже не волнует его. Более того, в это мгновение французский главнокомандующий представляется ему ничтожным «в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Андрей вдруг чувствует в себе невероятную тягу к жизни, «которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь». Поэтому его охватывает радость оттого, что рядом с ним находятся люди, которые могут помочь ему выжить.

Одну только минута полностью переворачивает его мировосприятие, он по-новому начинает смотреть, на свои собственные устремления и ошибки. Болконский уверен, что, если выживет, то уже совершенно по-другому заживет в Лысых Горах со своей семьей. Получив тяжелое ранение, Андрей тем не менее выживает, однако его благие намерения разбиваются о жестокую реальность. Его жена умирает в родах, оставив ему маленького сына. Болконский решает никогда отныне более не жениться, и все свои силы отдает хозяйственным занятиям. Именно эти заботы приводят главного героя в рязанское имение. Недалеко от дороги он замечает старый огромный дуб. Зима уже сдала свои позиции весне, однако «только он не хотел подчиняться обаянию весны». Болконский начинает ассоциировать себя со старым дубом, который знает жизнь и понимает, что она уже кончена. Молодой человек уверен, что любовь, счастье — это только самообман, а потому пусть только юные «поддаются искушению весны». Однако судьбоносные минуты уже ожидали главного героя. Они снова переменили всю его жизнь, заставили изменить свою точку зрения на любовь, почувствовать полет обновленной души.

У уездного предводителя Андрей случайно знакомится с Наташей Ростовой. Девушка просто очаровала разочаровавшегося в настоящих чувствах Болконского своей непосредственностью, детской веселостью и неискушенностью. Наташи не могла не заинтересовать его. Эта встреча произвела огромное, впечатление на Андрея. Ночью он долго не может уснуть, а потому оказывается невольным свидетелем ночного разговора Наташи с подругой. Взбудораженная своим первым в жизни взрослым балом девушка восторгается прекрасной ночью. Она рассказывает, что от счастья готова летать. Неожиданно для себя, главный герой испытывает сильное душевное волнение. В нем «вдруг поднялась такая путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Болконский силится, но не может понять, что послужило появлению подобной вспышки, поэтому старается побыстрее уснуть. На обратном пути он вновь обращает внимание на старый дуб. Даже до великана донеслось оживляющее действие весны «сквозь жесткую столетнюю кору пробились из сучков сочные молодые листья». Наряду со старым дубом Болконский вдруг обнаруживает в себе такое чувство радости и обновления, которое не испытывал уже долгие годы. Память преподносит ему воспоминания о лучших мгновениях его жизни, и он осознает, что жизнь еще не кончена, что в нем проснулись небывалые силы жить дальше. Безусловно, подобные минуты не проходят даром, они меняют всю дальнейшую жизнь Андрея.

Главный герой еще не раз испытает на себе судьбоносное влияние подобных минут, но каждый раз они оставляют след в его душе то горестный, то радостный. Но в любом случае они наполняют Болконского жаждой жизни, заставляют его духовно развиваться, делают его земное существование более наполненным и значительным.

Безусловно, без таких мгновений человеческий мир существенно бы обеднел, ведь у каждого найдутся в жизни минута, заставившие его по-новому взглянуть на старые проблемы, захотеть побольше вдохнуть в грудь свежего воздуха и уже по-другому жить дальше, всколыхнуть болото обыденности и привычности и перейти на какую-то новую ступень мироощущения. Конечно, не всегда подобные мгновения сопряжены с радостью и обновлением. Иногда они приносят и горечь утрат, и разочарование. Однако в любом случае они важны для человека, поскольку заставляют его бороться, двигаться дальше в своем духовном и нравственн

Похожие сочинения

  1. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  2. Кутузов в Бородинском сражении
    Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек с седой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре...смотреть целиком
  3. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  4. Женские образы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...смотреть целиком
  5. Наташа Ростова — моя любимая героиня в романе  Новое!
    Она обворожительна. Л. Толстой. Война и мир Еще задолго до того, как я дочитала до конца гениаль­ный роман Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь легко и просто, так, как умеет только она. Эта девушка не зря не только...смотреть целиком
  6. Принципы изображения действительности в романе "Война и мир"  Новое!
    Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" сумел всесторонне показать жизнь России начала XIX в., затронуть множество проблем, в том числе и общечеловеческих. Судьбы отдельных персонажей удачно сочетаются здесь с изображением уклада русской...смотреть целиком
  7. Роль Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого
    Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость...смотреть целиком