Страница: [ 1 ]  2  

«Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих характеров и судеб, энциклопедия вечных общечеловеческих ценностей. В своих произведениях писатель всегда поднимал и освещал важнейшие проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые каждому из нас приходится переживать неоднократно. Он ставил вопросы, на которые каждый человек в своей жизни должен найти ответ. Прежде всего, это вопрос нравственной чистоты людей, чистоты и величия их души.

Все герои Толстого привлекают нас своей неповторимостью, яркой индивидуальностью и своеобразием. Они заставляют нас вместе с ними переживать все жизненные ситуации и проблемы, вместе с ними думать, мечтать, чувствовать, принимать решения, делать выбор. И в первую очередь — выбор жизненного пути, жизненных позиций и принципов, определение важнейших человеческих ценностей. «Люди как реки, — говорил Л. Н. Толстой, — вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». Именно способность человека к переменам, к самосовершенствованию всегда была для Толстого признаком духовности личности, ее нравственного здоровья. Потому всех своих героев писатель испытывал, проверял нравственностью, духовностью. В романе «Война и мир» внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций автор уделяет особенно серьезное внимание. Духовная красота героев Толстого проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни.

Писатель убежден, что нравственный облик человека не является чем-то изначально данным. Он формируется в ходе сложных и часто противоречивых жизненных исканий. Насколько человек оказывается упорным в своих исканиях, насколько серьезно и велико его стремление дойти до истины, найти ответы на важнейшие жизненные вопросы, сама способность формулировать для себя эти вопросы — вот то основное, что определяет, в конечном итоге, его моральный облик, то, станет ли он настоящим, достойным человеком или остановится на полпути, свернет с верной дороги, будет довольствоваться малыми победами.

В произведении Л. Н. Толстого мы встречаемся с представителями обеих категорий. Одни персонажи совершенно глухи к велениям совести, к зову сердца. Свою душевную пустоту они прячут за благозвучными, лицемерными речами. Таковы, например, Курагины, Друбецкие, посетители салона Анны Шерер. Другие — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — вот они, настоящие положительные герои, ищущие и находящие, пусть путем ошибок и сомнений, свой путь в жизни, свое истинное призвание и предназначение.

Все положительные герои романа-эпопеи во многом не похожи друг на друга. Все они живут своими мечтами, стремлениями, идеалами. Все они в той или иной степени наделены различными человеческими качествами. Но всех их объединяет то главное, что делает человека Человеком.

Герои Толстого предельно искренни в своих чувствах, мыслях, словах, переживаниях. У всех у них доброе и отзывчивое сердце, никто из них не может оставаться равнодушным к человеческому горю и страданиям, никто не может оставаться в стороне от важнейших исторических событий, определяющих судьбу всей страны. Все эти герои наделены благородным сердцем, все стремятся к высокому идеалу, всеми движут великие, истинные порывы. Каждый из них — цельная натура, неординарная личность с богатым внутренним миром.

Андрея Болконского не устраивает окружающее его светское общество. Его душа стремится к чему-то большему, высшему. Видя вокруг лишь фальшь, неискренность, обман, лицемерие, он стремится вырваться их этого душного мира, реализовать свои высокие порывы, найти настоящую правду жизни. Самым верным путем для него представляется участие в военных действиях. Участвуя в войне, князь Андрей надеется найти покой и согласие с самим собой. Но не находит. Зато он открывает для себя нечто более высокое и важное, чем личные переживания и страдания. Он открыл величие народного разума и народной воли. В его душе сформировалось и укрепилось высокое чувство патриотизма, которое в конечном итоге и помогло ему определить свою позицию в жизни, найти себя. Так же, как Андрей Болконский, ищет смысл жизни и Наташа Ростова. Ее душа инстинктивно стремится к прекрасному, доброму, нежному. Она ищет любви — настоящей, искренней, сильной, вечной. Именно любовь может подарить ей и внутренний покой и полное благополучие и счастье. Но чтобы прийти к этой любви, чтобы самой полностью раствориться в любимом человеке и вызвать в своем избраннике точно такие же чувства, Наташа стремится духовно очиститься, стать еще более высокой нравственно: «Научи меня, что мне сделать, как исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…»

Пьер Безухов, пройдя нелегкий, наполненный разочарованиями и ошибками путь, приходит к своему пониманию счастья. Да, он обретает семейное счастье, любовь к Наташе обогащает его духовный мир, становясь для него высшим судьей и мерилом истины и добра. Однако семейное благополучие не может составить полного счастья для Пьера, не может полностью заполнить место в его ищущей душе. Полное успокоение и удовлетворение своих стремлений и порывов он находит в присоединении к декабристам. Он уверен в необходимости объединения всех честных людей, «чтобы противостоять общей катастрофе» .

Еще одним несомненным носителем высших нравственных ценностей является в произведении княжна Марья, живущая полным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип. Она готова всю себя отдать другим, для нее « христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке». Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа. Именно поэтому о Марье автор часто говорит с таким благоговейным чувством, отдавая ей бесспорную дань уважения. Разные герои, разные судьбы, разные пути к счастью и сами представления о счастье. Одинаково лишь — духовное богатство, сила и цельность натуры, страстное стремление к истине и гармонии.

Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Марья Болконская — настоящие носители высоких общечеловеческих ценностей в романе. Они покоряют искренностью, чистотой и силой чувств, стремлением к любви и способностью любить по-настоящему, отдавая всего себя любимому человеку и при этом сохраняя себя как личность. Они могут чувствовать себя полностью счастливыми лишь принося пользу обществу, народу, стране. Они не хотят, да и не могут, в силу своих высоких нравственных качеств, замкнуться в собственном благополучии и закрыть глаза на страдания и беды окружающих их людей. Они — решительные, деятельные, гордые, смелые, честные, добрые. Все они нетерпимы к фальши, естественны в поведении и выражении своих чувств. О

Похожие сочинения

  1. В поисках смысла жизни (по роману Толстого "Война и мир")
    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...смотреть целиком
  2. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  3. Семья Ростовых и семья Болконских
    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....смотреть целиком
  4. Образ и характеристика князя Андрея Болконского
    С князем Андреем Болконским мы знакомимся уже на первых страницах романа «Война и мир». Весь внешний вид героя Л. Н. Толстого, его «усталый, скучающий взгляд» говорит нам о том, что этот человек находится в состоянии душевного кризиса. Ему наскучила...смотреть целиком
  5. Наташа Ростова — моя любимая героиня в романе  Новое!
    Она обворожительна. Л. Толстой. Война и мир Еще задолго до того, как я дочитала до конца гениаль­ный роман Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь легко и просто, так, как умеет только она. Эта девушка не зря не только...смотреть целиком
  6. Духовное становление личности
    Русская литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства. Лев Николаевич Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать "диалектику души"....смотреть целиком
  7. Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого в романе "Война и Мир"  Новое!
    Богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе "Война и Мир". А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творҹество стал роман "Война и мир", в котором автор...смотреть целиком