Страница: [ 1 ]  2  3  

Когда говорят о красоте девочки, девушки, женщины, вполне естественно, что сначала оценивают ее внешность. Это уже потом, при дальнейшем знакомстве, когда действительно узнаешь человека, говоришь о его душевных качествах, о способностях и талантах, о прочих достоинствах. И происходит чудо: бывает, перестаешь замечать слишком длинный нос, чрезмерную полноту или, наоборот, худобу и угловатость фигуры — настолько живым и милым будет для тебя этот человек, настолько теплы будут ваши отношения. Или, может быть, столкнувшись с холодностью и лицемерием, излишним апломбом и глупостью, ты перестанешь замечать красивые глаза, великолепную фигуру и отточенные манеры, станешь воспринимать человека не как приятную тебе личность, а как нечто декоративное, как не очень нужную мебель.

Так же обстоит дело с литературными героями, в частности, с Наташей Ростовой из «Войны и мира». Для меня герои Л. Н. Толстого — живые люди. Листая страницы их жизни, я не просто читаю — я вхожу в их мир, огорчаюсь и радуюсь вместе с ними, переживая, и личные трагедии, и мелкие неурядицы, и события мирового значения. И порой совершенно не ощущаю этой громадной разницы во времени — два столетия.

Л. Толстой не морализирует, не лезет с наставлениями — он просто знакомит меня с Наташей Ростовой, князем Андреем, Пьером и другими. А ты как хочешь — воспринимай их, как знаешь, принимай или отвергай, дружись навечно или равнодушно отталкивай, превращая в обычное домашнее задание, просто в томик с книжной полки. Я не раз брала с полки эту книгу, впервые постучавшись к ним в жизнь пятиклассницей, и каждый раз приходя в дом к старым знакомым открывала для себя что-то новое. Наверное, я тоже расту вместе с ними, учусь понимать, что такое настоящее благородство и мужество, что такое любовь и красота. Ни о чьих внешних чертах Л. Толстой не говорит в романе так часто, как о чертах Наташи Ростовой. При этом он часто подчеркивает «невыгодные» в этом плане черты, прямо говоря читателю: «Некрасива». И все-таки героиня не вызывает у нас ни сожаления по этому поводу, ни отторжения. Она как-то сразу становится своей, родной, ее принимаешь такой, как она есть, и не просто находишь, за что полюбить, а любишь.

Вот первое знакомство с Наташей-девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими обвившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девочка». Мы видим ее в пору «гадкого утенка». Она ворвалась в гостиную во время визита гостьи, перебив разговор старших; показывая матери какую-то старую куклу, не могла связно объяснить, чего хочет. И в то же время именно ей предназначена улыбка отца, о ней с искренней похвалой отзовется гостья, ее среди детей любовно выделяет мать. Автор сопоставляет здесь описание внешности Наташи с портретом Сони и Веры.

Их Л. Толстой описывает один-единственный раз, и посмотрите как: подчеркивая их красоту, грациозность, сдержанность, он буквально одним штрихом снимает обаяние. «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшей ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее.

Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрой и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не оформившегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору». Далее, описывая поведение Сони в гостиной, Л. Толстой дважды подчеркивает ее «притворную улыбку». Характеризуя старшую сестру Наташи, «красивую княгиню Веру», автор подчеркивает: «Улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья, и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость». Может быть, именно живость, непосредственность, искренность, идущая от души, и красят Наташу, освещая изнутри черты ее лица, далекие от идеала, притягивают к себе. Вспомним ее не очень логичные поступки. Доказывая Соне свою любовь, желая отвлечь подругу от печальных мыслей, Наташа прижигает себе руку раскаленной металлической линейкой, и след от ожога остается на всю жизнь. При этом она вовсе не ждет от Сони подобного ответного шага. Или, собираясь на свой первый бал, Наташа придумывает себе и Соне одинаковые наряды и прически, отлично, наверное, понимая, что Соня красивее.

Наташа совершенно не умеет скрывать свои чувства. Мы видим «замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг», когда она боится, что никто не пригласит ее танцевать. И здесь опять автор сравнивает Наташу с другой женщиной — красавицей Элен. «Лицо ее сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так надо».

Л. Толстой показывает, как князь Андрей «почувствовал себя ожившим и помолодевшим» рядом с Наташей, как он, любивший встречать в свете то, что «не имело на себе общего светского отпечатка », обрадовался ей. «Такова была Наташа, с ее удивлением, радостью и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею». На лице Наташи всегда отображаются ее чувства, ее внутреннее состояние. Вот она, «исхудавшая, с бледным и строгим лицом», плачущая в присутствии Пьера, говорящая «со стыдом и самоунижением », что все пропало, после разрыва с князем Андреем, только поднявшаяся после болезни, вызванной сорвавшейся авантюрной выходкой Анатолия Курагина, не умеющая объяснить, любила ли она Анатолия. Казалось бы, самое большое, чего достойна она в этот момент, — это сожаления. Но Пьер вдруг сказал ей: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей» и после этого уехал домой как бы просветленный, и яркая комета в небе «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

Мы видим, как «Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери: «Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали». Казалось бы, что стоило ей не вмешиваться в распоряжения родителей, сохраняя хоть движимое имущество из разоренного имения! Но обратите внимание на «счастливые слезы » графа, на «пристыженное лицо» графини, на «радость и хлопотливость » прислуги, освобождающей подводы, — и увидите, что Наташа как бы подсказала единственно правильное решение, дала каждому возможность осознать, что ему не стыдно будет за свое поведение при отступлении из Москвы, доказать свою сопричастность русскому народу. Может, именно за это судьба подарила ей встречу с князем Андреем и его прощение?




Л. Толстой снова показывает нам героиню крупным планом. «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». Наташа красива не только своей непосредственностью, искренностью, душевными порывами, она поражает эмоциональностью и яркостью мышления. Совсем не умея писать письма, более того, считая их формальностью (мать исправляла ошибки Наташи на черновиках!), она столько может передать взглядом, улыбкой, интонацией.


Страница: [ 1 ]  2  3  

Похожие сочинения

  1. Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...смотреть целиком
  2. Образ Наташи Ростовой в романе "ВОЙНА И МИР"
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  3. Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру , нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...смотреть целиком
  4. Семья Ростовых и семья Болконских
    Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу. Характерные черты Ростовы Болконские 1. Старшее поколение....смотреть целиком
  5. Утверждение общечеловеческих ценностей в романе «Война и Мир»
    «Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих...смотреть целиком
  6. "Эгоизм умерщвляет великодушие" (Ф.М. Достоевский) (По одному из произведений русской литературы XIX века)
    Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. Герои его романа-эпопеи "Война...смотреть целиком
  7. Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
    Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно....смотреть целиком