Весь роман «Война и мир» - это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой показывает, как ничтожно то, что разъединяет людей, и как величественно то, что их объединяет. Людей разъединяет корысть, честолюбие, ревность. Людей объединяет любовь, самопожертвование, смерть близких.

Итак, герои Толстого в конце концов утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понял, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих, Николай Ростов не нашел мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрылись глаза на окружающее его общество, которому он так по- детски доверял в первые дни своего приезда на родину. Утрата иллюзий потрясла внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал искать выход, формировать свое жизнеощущение, жизнепонимание.

После дуэли с Долоховым внутренняя жизнь Пьера изменилась. Его стали волновать философские вопросы. Ему кажется, что человек не хозяин своей судьбы, а беспомощная частичка мироздания, безвольное орудие каких-то неизведанных сил. Каждый прав по-своему в какой-то момент, следовательно, нет абсолютной истины. Пьер диалектик по натуре, в его сознании одна мысль вызывает другую, затем - цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов, и все это - вопросы общефилософского характера. Особенностью Пьера и других героев Толстого да и его самого является стремление дойти «до корня», искать, не успокаиваясь. Утверждая преимущество интуитивного познания перед рационалистическим, Толстой тем не менее всегда наделял лучших своих героев способностью аналитического мышления, беспокойно ищущей мыслью.






И пусть они не могут ответить на вопросы, выдвигаемые их пытливой жаждой познания основных законов бытия, привлекательность этих героев именно в страстном желании узнать, понять, что же такое жизнь, в чем ее смысл, в чем высшая справедливость. К чему же приходит Пьер ? «Умрешь и все узнаешь или перестанешь спрашивать». Для ищущего разумного объяснения это - трагедия, конец жизни. Пьера спасает встреча с масоном Баздеевым. И Пьер вступает в общество масонов. Толстой собирался написать роман о декабристе. Этим декабристом должен был стать Пьер. Исторически оправдан этот этап, масонство, на пути Пьера к декабризму. Через масонство прошли многие дворянские революционеры, потому, что нравственное учение масонов во многом совпадало с моральными принципами передового дворянства, и потому, что сама тайная организация масонов давала возможность конспирировать политическую деятельность под вывеской религии. Отдельные элементы учения масонов, например, учение о нравственном усовершенствовании, предвосхитили толстовство, хотя Толстой отрицательно относился к мистической стороне масонства. Пьер принял в масонстве то, что принимал Толстой, и отверг то, что было чуждо Толстому.

Глубокая борозда проложена между героями Толстого. Одни из них ищут истины чистоты, другие - те, которым истина и чистота безразличны, важно лишь, какое место человек занимает в обществе. Пьер страдает от отсутствия веры, а когда находит эту веру, горит желанием действовать чтобы противоборствовать злу, царствующему в мире, и великосветское общество его отвергает. Пьер принимает меры для освобождения своих крестьян от крепостной зависимости. Однако положение крестьян не только не улучшилось, но даже ухудшилось. Но Пьер счастлив, ему кажется, что он нашел истину. И эта истина - жизнь для ближних, в частности для мужиков. Пьер спешит поделиться своими мыслями с князем Андреем, который скептически отнесся к высказываниям Пьера. Однако, споря с Пьером, с его убеждением служить ближнему своему, князь Андрей оживляется, сосредотачиваясь на этом вопросе, и в чем-то внутренне соглашается с Пьером. По словам Толстого, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Князь Андрей не мог бы оставаться пассивным долго. Это типичный толстовский положительный характер, вечно ошибающийся и ищущий. В одном из писем Толстой писал: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти на секунду ни один человек. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и все же бороться и ошибаться». Таков идеал Толстого, таковы Андрей и Пьер - воплощение этого идеала.

А какой же мир у Николая Ростова? Безоговорочно и навсегда гусарство вытесняет в Николае ростовское начало, гуманистическое по своей природе. Отказ от мысли приводит закономерно к отказу от гуманизма. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не всегда находят правильный ответ на мучительные вопросы, но их разум всегда в работе, аналитическое мышление столь же свойственно для них, сколько не свойственно для Ростова. Поэтому Николай Ростов, попадая в тот мир, который ему казался запутанным и странным, и непонятным, вольно или невольно солидаризируется с ним. «Мы солдаты и больше ничего» - кричит он. А ведь это и нужно Александру1 и Наполеону - не мыслящие Болконские и Безуховы, а «солдаты и больше ничего». Самовластие держится не только на штыках, оно держится на тех, кто подчиняет свой разум и свою волю власти одного человека. Так Толстой подводит нас к мысли, что как бы ни был человек добр, чист, нежен, если у него не развито критическое мышление, он неизбежно приходит к оправданию, защите несовершенных социальных отношений и объективно к подлости. Толстой мечтает о гармоничном человеке, в котором одинаково сильно развитые чувство и мысль взаимно дополняют и обогащают одно другое.

Похожие сочинения

  1. Наташа Ростова — толстовский идеал женщины  Новое!
    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...смотреть целиком
  2. Роман"Война и мир"
    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...смотреть целиком
  3. Разнообразие душевного мира героев (по роману А.Н. Толстого "Война и мир")
    А.Н. Толстой - великий писатель второй половины 19 века. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман “Война и мир”, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний...смотреть целиком
  4. Образ простого народа в романе «Война и мир»
    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...смотреть целиком
  5. "Вечер в салоне Шерер Петербург Июль 1805 год" (анализ эпизода романа Л Толстого "Война и мир")
    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми — бездушной...смотреть целиком
  6. Тема «общей жизни» нации в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
    «Война и мир» - это исторический роман-эпопея. Содержанием своего романа Толстой избрал одну из самых значительных эпох в истории России, ознаменовавшуюся событием, потрясшим жизнь русского народа и имевшим огромное значение для судеб всей Европы. Толстой...смотреть целиком
  7. Роль эпизода «Бородинское сражение»
    И вот нашли большое поле... М. Ю. Лермонтов Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как, впрочем, и другие, был очень насыщен драматическими событиями, но самый...смотреть целиком