Лев Николаевич Толстой, сам испытавший на себе тяготы войны, считал войну преступлением, «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Все его симпатии на стороне простого солдата, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает себя напоказ.

Именно таким изображает Толстой героев Шенграбенского сражения, одного из центральных событий войны 1805 года, сражения, исход которого был очень важен для русской армии. Отряд Багратиона должен был задержать французов, чтобы могли соединиться русские войска. Недаром Кутузов напутствует Багратиона: «Благословляю тебя на великий подвиг». Князь Андрей, будучи адъютантом Кутузова, просит отпустить его с армией Багратиона, так как он хочет принять участие в настоящем сражении. Накануне боя, когда Болконский объезжал позиции, он увидел забавную сценку: один из русских солдат, подражая французам, стал лопотать что-то непонятное, раздался «грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорей всем по домам». Простым солдатам нечего делить друг с другом — вот идея автора. Войны развязывают правители, чтобы удовлетворить свои амбиции, а расплачиваться приходится простым людям.

Перед сражением встречает Болконский и главного героя этого эпизода — капитана Тушина, подчеркнуто неловкого, совершенно не военного вида артиллериста, с «большими, добрыми и умными глазами». Батарея капитана Тушина героически выполняла свой долг, даже и не думая об отступлении, хотя в ней было всего четыре орудия. Французы думали, что в этом месте сосредоточены главные силы русских, и ударили всей своей мощью по батарее. Во время боя капитан Тушин даже не думал об опасности, «лицо его все более и более оживлялось». Несмотря на его невоенный вид и «слабый, тоненький, нерешительный голосок», солдаты любили и уважали его, и «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира». Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили его солдат. Приказ об отступлении должен был доставить на батарею адъютант Жерков, но он испугался сильного обстрела и поехал в другую сторону. Второй штаб-офицер только выкрикнул приказ об отступлении и умчался прочь, чем вызвал смех солдат. Третьим адъютантом был князь Андрей. Он увидел несколько убитых, раненую лошадь, услышал свист снарядов. Ему становится страшно, но «одна мысль о том, что он боится, снова подняла его». Он помог Тушину убрать орудия и уехал лишь тогда, когда все было сделано.



Еще одним незаметным героем сражения стал капитан Тимохин. Впервые мы встречаемся с ним на смотре в Браунау, когда Кутузов узнает его, поскольку он участвовал в турецкой компании. В тот момент, когда, казалось, французы побеждают, выступила рота Тимохина: «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Отряд Багратиона выполнил свою задачу благодаря таким скромным, незаметным героям, как Тушин и Тимохин. В этом эпизоде Толстой показывает нам подлинный героизм, который не выпячивает себя.


Центральным эпизодом войны 1812 года, кульминацией ее, стало Бородинское сражение. Удивительно то, что, в отличие от Шенграбенского сражения, автор не называет нам имен русских солдат, которые героически сражаются и погибают на поле Бородина. Тем самым он хочет подчеркнуть ту мысль, что все русские солдаты были героями. Особенно подробно описывается Толстым батарея Раевского, где происходили очень важные события боя. Все сражение показано глазами Пьера (это один из излюбленных приемов Толстого) : «К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки». Пьер видит, как люди один за другим погибают, исполняя свой долг: «Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали». Эта картина поражает Пьера, и он высказывает мысль, несомненно, близкую и прочувствованную автором: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!»

Описывая сражения, Толстой постоянно проводит антитезу между Наполеоном и Кутузовым. Их обоих любят солдаты, но по-разному. Перед Наполеоном преклоняются, как перед божеством, Кутузова уважают за мудрость, опытность, внимание к простому солдату. Наполеон одержим манией величия, он ведет себя неестественно, помня, что каждый его шаг записывается для потомков. А Кутузов прост, скромен, непритязателен, поэтому он велик, так как, по мысли автора, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: «Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».

Военные эпизоды романа «Война и мир» раскрывают нам главные темы и идеи Толстого: неприятие войны вообще, понятие подлинного героизма и величия, мужество и патриотизм русского народа.

Похожие сочинения

  1. «Гроза двенадцатого года» (по роману Толстого «Война и мир»)  Новое!
    «Война и мир» — это национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года. Отечественная война, как гроза, прокатилась над Россией, выдвинув на передний план главную силу исторического процесса — народ. Народ в романе — это все лучшее, что...смотреть целиком
  2. Любовь в жизни Наташи Ростовой
    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...смотреть целиком
  3. Мои размышления над романом Толстого «Война и мир»
    В «Анне Карениной» увлекательное начинается сразу, с первых строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Мы погружаемся в чужую сложную жизнь, едва успев открыть...смотреть целиком
  4. Наташа Ростова 3
    Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...смотреть целиком
  5. Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов - друзья
    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...смотреть целиком
  6. Идейно - композиционное значение диалогов князя Андрея и Пьера
    Роман Толстого содержит значительную философскую часть, которая выражается различными способами. Философия произведения . Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев, но пытается раскрыть не только свой взгляд...смотреть целиком
  7. Психологизм Л. Н. Толстого в романе-эпопее "Война и мир"
    Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу. В романе “Война и мир” душевные процессы героев, их чувства и стремления обозначаются...смотреть целиком