Нет сомнений в том, что Тургенев знал до тонкостей психологию интеллигента, воспитанного в атмосфере романтико-философской настроенности. Еше до \"Рудина\" он изобразил смешные стороны этого типа в повести \"Андрей Колосов\", в рассказах \"Татьяна Борисовна и ее племянник\" и \"Гамлет Щигровского уезда\" (\"Записки охотника\"). Но если там изображены заурядные личности, в \"Рудине\" — на более широком полотне — тот же жизненный тип дан в самом ярком его проявлении. Рудин представлен в романе как определенное историческое явление, в итоге — прогрессивное по отношению к судьбам культуры, цивилизации.
Тургенев умел создавать портреты целого поколения в их наиболее характерных проявлениях. Вместе с тем он признавался много раз, что \"никогда не мог творить из головы. Мне для того, чтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать себе живого человека, который служил бы мне как бы руководящею нитью\". Но прототип служил Тургеневу лишь отправной точкой. Чем дальше, тем больше первоначальный образ вбирал в себя черты жизненного типа, сложившегося в определенных социально-исторических условиях, и становился целостным художественным созданием, которое одинаково далеко и от копии, и от карикатуры.
В образах \"Рудина\" современники Тургенева и исследователи его творчества находили черты многих реальных лиц. Тургенев не отрицал, что образ главного героя романа был связан с личностью Михаила Александровича Бакунина. В нем сказались также отдельные черты другого современника Тургенева, известного историка Т. Н. Грановского.
В Рудине много и глубоко личного, авторского. Тургенев писал С.Т.Аксакову в ответ на его отзыв о романе: \"Мне приятно также и то, что вы не ищете в \"Рудине\" копии с какого-нибудь известного лица... Уж коли с кого списывать, так с себя начинать\". А Герцен прямо объявил, что Рудин — это \"Тургенев 2-й, наслушавшийся философского жаргона молодого Бакунина\". Это лишнее свидетельство того, что образы тургеневского романа были портретами целого поколения. Например, в образах участников философского кружка Покорского органически соединились индивидуальные черты многих современников Тургенева.
Тургенев остро ощущал разрыв между высоким уровнем мысли передовой интеллигенции своего поколения и отсталостью России, требовавшей и коренных преобразований, и неутомимого труда. Сознанием необходимости полезной деятельности проникнуты суждения о том, что прежде всего нужно \"пахать землю... и стараться как можно лучше ее пахать\" (слова Лаврецкого из \"Дворянского гнезда\"). Позже, уже в пору развития капитализма в России, у Тургенева появляется герой, который основывает завод на справедливых, артельных началах (Соломин в романе \"Новь\"). Но герои тургеневских романов так и не преодолевают противоречия между мыслью и делом. Носитель высоких идей не становится в то же время деятелем практического склада.
В романах Тургенева мы не найдем разрешения всех вопросов и противоречий. Он считал, что главное дело художника — не учить, а понять жизнь и выразить ее в художественном творчестве. Но ведь уроки можно почерпнуть не только из готовых ответов, обнаруженная перед нами сложность жизни и ее противоречия побуждают к мысли и исканию собственных решений.
Самая современность, злободневность тургеневских романов, жизненность их типов всегда способствовали спорам вокруг них, резкой полемике, вплоть до настоящего времени.
Однако кое-что абсолютно достоверно: Тургенев никогда не грешил против логики созданного им характера, оставаясь верным художественной правде.

Похожие сочинения

  1. Литературные параллели в творчестве Жорж Санд и И. С. Тургенева  Новое!
    Романы и публицистические сочинения Жорж Санд были восторженно восприняты в XIX веке самыми выдающимися писателями и критиками России. Эта популярность великой писательницы и ее влияние на русскую литературу особенно прослеживается в творчестве писателей...смотреть целиком
  2. Роль любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева
    Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть “Вешние воды” по типу...смотреть целиком
  3. Значение И. С. Тургенева в истории русской и мировой литературы
    Во второй половине XIX в. Тургенев бесспорно занимал в литературном про­цессе центральное место. Тургенев был мастером самых различных лите­ратурных жанров, но в историю мировой литера­туры он вошел прежде всего как один из созда­телей классического...смотреть целиком
  4. Мастер русского слова: И. С. Тургенев
    С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы...смотреть целиком
  5. Поэтика тургеневского романа связь «дворянского романа» о герое времени  Новое!
    В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом. В романе Герой...смотреть целиком
  6. Идейно художественные достижения Тургенева  Новое!
    В статье о комедии А. Островского «Бедная невеста» Тургенев, внутренне опираясь на идейно-художественные достижения Пушкина, говорит о той ложной манере, которая «состоит в подробном до крайности и утомительном воспроизведении всех частностей и мелочей...смотреть целиком
  7. Знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев  Новое!
    Без имени Ивана Сергеевича Тургенева мы не можем представить себе существование русской национальной культуры. В русской литературе существует ряд имен, без которых. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы, их нельзя спутать ни с чьими,...смотреть целиком