По определению А. И. Герцена, “Записки охотника” Ивана Сергеевича Тургенева явились “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”.
Крепостник Стегунов из рассказа “Два помещика”, казалось бы, милейший и добрейший человек, “низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком... большой хлебосол и балагур... Он никогда ничем не занимался и даже “Сонник” перестал читать”. Он считает, что раз он барин, так должен барствовать, а мужики должны гнуть на него спины. На крестьян он смотрит как на рабочий скот, который он волен разводить или уничтожать. Невзлюбив две крестьянские семьи, он откровенно признается: “И без очереди в солдаты отдавал и так рассовывал — кой-куды: да не переводятся, что будешь делать?” Все это он рассказывает спокойно, весело улыбаясь. От этого автору и читателям становится омерзительно. Стегунов, спокойно прихлебывая чай, с удовольствием прислушивается к звукам, доносящимся из конюшни, где по его приказу бьют буфетчика Васю. В этой обыденности событий Тургенев видит и подчеркивает бесчеловечность крепостного права. В лице Стегунова представлено старое, дикое барство. Но еще страшнее, по мнению автора, “культурное”, современное барство.
Отставной гвардейский офицер Аркадий Павлович Пеночкин из рассказа “Бурмистр” получил традиционное “отличное” воспитание. В его доме все устроено на европейский лад. Он “культурно” эксплуатирует своих крестьян и так же культурно их наказывает. За то, что лакей подал ему неподогретое вино, Пеночкин, не повышая голоса, приказывает слуге: “Насчет Федора распорядиться...” Он не позволит себе ни ударить свою жертву, ни накричать на нее, но от этого не становится легче крестьянам. За помещика накажет его помощник — бурмистр. “Зверь — не человек; сказано: собака, пес, как есть пес”, — говорят о нем жертвы.
Читатели видят в “Записках охотника” правдивое отражение русского быта, жестокой эксплуатации народа.
Эту тему Тургенев продолжает в рассказе “Муму”, имеющем автобиографическую основу. В образе старой взбалмошной барыни писатель вывел черты своей матери. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением “Записок охотника”. В угоду своим капризам барыня забирает Герасима из деревни, где он привык жить и работать, поселяет в городе. Заставляет отказаться от симпатий и привязанностей. У крепостного крестьянина не должно быть чувств и желаний. Это рабочая сила, принадлежащая хозяину.
Но автор показывает и первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, и Тургенев предупреждает о грядущих потрясениях; если помещики не одумаются, государство не изменит своего отношения к крестьянам.
Эти произведения ставят писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин и Гоголь, Некрасов и Салтыков-Щедрин. Честность и благородство Ивана Сергеевича Тургенева помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.

Похожие сочинения

  1. Детство Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал...смотреть целиком
  2. Природа в восприятии И. С. Тургенева
    Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели...смотреть целиком
  3. Философия любви в произведениях Тургенева
    Любовь…Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. Как известно, любовь бывает разной. Существует множество...смотреть целиком
  4. Тургеневская концепция природы
    Тургенев формулирует свой закон природы: “Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанностьощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе – вот самая её основа, её неизменный закон, вот на чём она стоит и держится. Всё, что...смотреть целиком
  5. О жизни и творчестве И. С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев стал достойным преемни­ком лучших гуманистических традиций русской литературы, заложенных А. С. Пушкиным, М. Ю. Лер­монтовым и Н. В. Гоголем. Очерчивая место, зани­маемое этим художником на русском литературном олимпе, известный...смотреть целиком
  6. Политическая обстановка в России и творчество И. С. Тургенева в 60—70-х гг. XIX века
    Ожесточенные столкновения раз­ных точек зрения по поводу по­следнего романа, резкость напа­док очень тяжело переживались писателем. С одной стороны, ему довелось слышать одобрительные от­зывы от всякого рода реакционеров, быстро взявших на вооружение...смотреть целиком
  7. Женские образы в прозе И. С. Тургенева  Новое!
    Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Турге­нева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные про­блемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений...смотреть целиком