Главными для героев не только повестей, но в конечном счете и романов Тургенева становятся коллизии и драмы не социальные, а онтологические, и в их числе драматическое взаимоотношение с Природой. Дело в том, что в качестве представителя новой истории человечества тургеневский герой (это общее положение натурфилософии Шеллинга, Ф. Шиллера, Гегеля), в отличие от человека античного, утратил свойственную тому непосредственную связь с природой, древними людьми одухотворяемой и обожествляемой.

Сверх того, как самоценная в своих глазах Индивидуальность, он считает себя с природой соизмеримым. Чаемый им возврат к ней поэтому видится ему лишь в союзе равноправных, дополняющих и обогащающих друг друга партнеров. То есть как союз гармонический. Готова ли, однако, к такому партнерству природа? Так перед Тургеневым и его героями заново после античных поэтов и философов, французских просветителей XVIII века (в частности П. А. Гольбаха с его \"Системой природы\"), Шеллинга, западноевропейских и русских романтиков встает вопрос о той внутренней сущности Природы, которая и предопределит возможность или невозможность еще небывалого единства \"современного человека\" с ней. Отметим наперед, что ответов на него у Тургенева несколько и они в немалой степени разные.

Вот первый, сформулированный будущим романистом, в ту пору студентом Берлинского университета, в письме к \"проповеднице Евангелия природы\", как именовали немецкую романтическую писательницу Беттину фон Арним: \"Стоит только выйти в открытое поле, в лес - и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком, - тогда узнаешь свои пределы, ту темь, которая не хочет исчезнуть в ярком свете самозабвенья, тогда скажешь себе: Ты все еще эгоист!. Человек тянется к природе, но она в отношениях с ним стремится всецело овладеть им, безраздельно подчинить своей стихии, на что человек отвечает протестом, ибо при всей очарованности природой не согласен раствориться в ней, хотя и упрекает себя за неодоленный эгоцентризм. Это уже драма, которой не было в природных отношениях героев ни Пушкина, ни Лермонтова.

Как ситуативно похожее на описанное Тургеневым свидание с природой (и мирозданием) можно воспринять лермонтовское стихотворение \"Выхожу один я на дорогу...\". Здесь лирический герой и природа пребывают в полярно разных состояниях: человек охвачен душевной смутой (\"Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?\"); природа и мироздание исполнены гармонии. Тем не менее, борьба между ними и \"сдавленность\" человека природой в стихотворении отсутствуют, в финале же заявлено желание героя к слиянию с ней (\"Надо мной чтоб, вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел\").

В стихотворении \"Когда волнуется желтеющая нива...\" адекватно воссоздана и эмоциональная благотворность такого слияния для лермонтовского героя:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...

Возьмем пушкинскую философскую элегию \"Брожу ли я вдоль улиц шумных...\", запечатлевшую раздумья лирического героя, вызванные и природой. По крайней мере три ее мотива отзовутся, как мы убедимся

Похожие сочинения

  1. Философия любви в произведениях Тургенева
    Любовь…Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. Как известно, любовь бывает разной. Существует множество...смотреть целиком
  2. Личная жизнь Тургенева
    Личная жизнь Тургенева, однако, складывалась неудачно. Он был материально зависим от матери, несогласия и столкновения с которой принимали со временем все более и более острый характер. Все считали его богатым человеком, а на самом деле он находился...смотреть целиком
  3. Проблема долга и личного счастья в романах Тургенева  Новое!
    Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. «Тургеневская женщина» - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю,...смотреть целиком
  4. Идейно художественные достижения Тургенева  Новое!
    В статье о комедии А. Островского «Бедная невеста» Тургенев, внутренне опираясь на идейно-художественные достижения Пушкина, говорит о той ложной манере, которая «состоит в подробном до крайности и утомительном воспроизведении всех частностей и мелочей...смотреть целиком
  5. Определения и образы природы в произведениях Тургенева
    Тургенев в основном приходит к печальному выводу о ее несовместимости с "современным", тщетно взывающим к ее материнскому участию человеком. Однако эта общая формула, как часто бывает у больших художников, не покрывает всех взаимоотношений...смотреть целиком
  6. Знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев  Новое!
    Без имени Ивана Сергеевича Тургенева мы не можем представить себе существование русской национальной культуры. В русской литературе существует ряд имен, без которых. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы, их нельзя спутать ни с чьими,...смотреть целиком
  7. О творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    В истории отечественной литературы И.С. Тургеневу принадлежит место «летописца» жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной души. Первые литературные поэтические и драматические опыты Тургенева носили подражательный...смотреть целиком