В последние годы жизни Тургенев создал свои знаменитые «Стихотворения в прозе», совершенно своеобразные произведения, короткие этюды, в которых лирика и публицистика органически слились. Это — изложенные в высокохудожественной форме глубокие раздумья писателя над различными общественно-политическими и моральными вопросами, итог великой творческой жизни. Ряд стихотворений посвящен природе, красоту и гармонию которой Тургенев очень тонко чувствовал и сумел передать с большой художественной силой. «Воробей» — маленькая картинка с натуры. Крошечная птичка заслоняет от опасности своего птенца. «Да, не смейтесь,— заканчивает писатель свое стихотворение.— Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Этим пониманием чувства любви как великого двигателя жизни Тургенев близок революционным демократам, особенно Некрасову. Любовь к людям, к народу руководит помыслами и действиями революционеров. Пламенным гимном борцам за народное дело звучит самое замечательное из «Стихотворений в прозе» — «Порог». Оно было написано под впечатлением судебных преследований русских революционеров, в частности — процесса Веры Засулич . В стихотворении русская девушка стоит перед раскрытой дверью, за которой ее ждут холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, тюрьма, гибель. «Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — пронеслось откуда-то в ответ».

Искренние симпатии Тургенева к революционной молодежи нашли отзвук во всех честных сердцах. В последние годы жизни каждый приезд писателя в Россию сопровождался восторженными встречами.

Слава Тургенева как величайшего романиста утвердилась не только в России, но и во всем мире. Тесная дружба связывала его с виднейшими писателями того времени — Проспером Мериме, Жорж Санд, Густавом Флобером. «Его называют одним из вождей реалистической школы»,—писал о Тургеневе Мериме. Молодой Мопассан восхищался Тургеневым и с гордостью называл себя его учеником. Тургенев был подлинным представителем передовой русской культуры в Западной Европе. Благодаря ему русская литература стала широко известна на Западе и получила мировое признание.


Последние двенадцать лет жизни, не считая коротких приездов в Россию, Тургенев провел в Париже и его пригороде Буживале. Но мысль о родине никогда не покидала его. Он намеревался в 1882 году приехать в Спасское и закончить здесь начатый им новый роман о русских революционерах. Но этому желанию не суждено было сбыться. Мучительная болезнь — рак позвоночника—приковала его к постели. В мае 1882 года он писал поэту Я. П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Иван Сергеевич Тургенев скончался 22 августа 1883 года в Буживале. По высказанному им перед смертью желанию гроб с его телом был перевезен в Петербург и похоронен на Волковом кладбище рядом с могилой В. Г. Белинского.

Память Белинского была священна для Тургенева. Всю жизнь он следовал заветам великого критика. Творчество Тургенева — это правдивая и вместе с тем высоко поэтичная летопись русской общественной жизни XIX века, летопись, отразившая важнейшие переломные моменты в истории России. Тургенев был дворянским интеллигентом, но чуткость художника позволила ему глубоко понять и оценить свой народ, раскрыть все
богатство народной души. Этой теме он остался верен до конца жизни. В «Стихотворениях в прозе» мы находим мотивы, перекликающиеся с «Записками охотника». «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из своих громадных доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых,— я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут,— не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую,— ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!» {«Два богача»).
Тургенев вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер художественной прозы. Но он был также стихотворцем и драматургом, переводчиком и критиком. Важное значение имеет драматургия Тургенева. Комедии писателя — «Нахлебник», «Холостяк», «Безденежье», «Завтрак у предводителя» и особенно драма «Месяц в деревне» — по тонкости обрисовки характеров, психологической глубине и лиризму предвосхищают драматургию Чехова.

Тургенев проявил изумительное мастерство в отделке языка и художественного стиля. Язык его произведений отличается точностью, ясностью, выразительностью, музыкальностью. Благоговейное отношение к русскому языку великий художник слова выразил в одном из последних «Стихотворений в прозе» — «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Тургенев, вслед за Пушкиным и Гоголем, обогатил русский язык, поднял его на новую ступень развития. «...Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч»,— писал В. И. Ленин.

Похожие сочинения

  1. Влияние Тургенева на современников и его место в русской классической литературе
    Тургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими "Записками охотника", которые способствовали освобождению...смотреть целиком
  2. "Мысль Тютчева ... всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы..." (И.С. Тургенев).
    Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система...смотреть целиком
  3. Личная жизнь Тургенева
    Личная жизнь Тургенева, однако, складывалась неудачно. Он был материально зависим от матери, несогласия и столкновения с которой принимали со временем все более и более острый характер. Все считали его богатым человеком, а на самом деле он находился...смотреть целиком
  4. Пейзаж в произведениях Тургенева
    Главными для героев не только повестей, но в конечном счете и романов Тургенева становятся коллизии и драмы не социальные, а онтологические, и в их числе драматическое взаимоотношение с Природой. Дело в том, что в качестве представителя новой истории...смотреть целиком
  5. Роль конфликта в раскрытии облика персонажей романов Тургенва  Новое!
    Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть «Вешние воды» по типу...смотреть целиком
  6. Женские образы в прозе И. С. Тургенева  Новое!
    Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Турге­нева — произведения очень разные и многогранные. В каждом из них — тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные про­блемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений...смотреть целиком
  7. Критика о творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция! (Из письма А. А. Фету) ...Николай Петрович - это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков,...смотреть целиком