В последние годы жизни Тургенев создал свои знаменитые «Стихотворения в прозе», совершенно своеобразные произведения, короткие этюды, в которых лирика и публицистика органически слились. Это — изложенные в высокохудожественной форме глубокие раздумья писателя над различными общественно-политическими и моральными вопросами, итог великой творческой жизни. Ряд стихотворений посвящен природе, красоту и гармонию которой Тургенев очень тонко чувствовал и сумел передать с большой художественной силой. «Воробей» — маленькая картинка с натуры. Крошечная птичка заслоняет от опасности своего птенца. «Да, не смейтесь,— заканчивает писатель свое стихотворение.— Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Этим пониманием чувства любви как великого двигателя жизни Тургенев близок революционным демократам, особенно Некрасову. Любовь к людям, к народу руководит помыслами и действиями революционеров. Пламенным гимном борцам за народное дело звучит самое замечательное из «Стихотворений в прозе» — «Порог». Оно было написано под впечатлением судебных преследований русских революционеров, в частности — процесса Веры Засулич . В стихотворении русская девушка стоит перед раскрытой дверью, за которой ее ждут холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, тюрьма, гибель. «Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — пронеслось откуда-то в ответ».

Искренние симпатии Тургенева к революционной молодежи нашли отзвук во всех честных сердцах. В последние годы жизни каждый приезд писателя в Россию сопровождался восторженными встречами.

Слава Тургенева как величайшего романиста утвердилась не только в России, но и во всем мире. Тесная дружба связывала его с виднейшими писателями того времени — Проспером Мериме, Жорж Санд, Густавом Флобером. «Его называют одним из вождей реалистической школы»,—писал о Тургеневе Мериме. Молодой Мопассан восхищался Тургеневым и с гордостью называл себя его учеником. Тургенев был подлинным представителем передовой русской культуры в Западной Европе. Благодаря ему русская литература стала широко известна на Западе и получила мировое признание.


Последние двенадцать лет жизни, не считая коротких приездов в Россию, Тургенев провел в Париже и его пригороде Буживале. Но мысль о родине никогда не покидала его. Он намеревался в 1882 году приехать в Спасское и закончить здесь начатый им новый роман о русских революционерах. Но этому желанию не суждено было сбыться. Мучительная болезнь — рак позвоночника—приковала его к постели. В мае 1882 года он писал поэту Я. П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Иван Сергеевич Тургенев скончался 22 августа 1883 года в Буживале. По высказанному им перед смертью желанию гроб с его телом был перевезен в Петербург и похоронен на Волковом кладбище рядом с могилой В. Г. Белинского.

Память Белинского была священна для Тургенева. Всю жизнь он следовал заветам великого критика. Творчество Тургенева — это правдивая и вместе с тем высоко поэтичная летопись русской общественной жизни XIX века, летопись, отразившая важнейшие переломные моменты в истории России. Тургенев был дворянским интеллигентом, но чуткость художника позволила ему глубоко понять и оценить свой народ, раскрыть все
богатство народной души. Этой теме он остался верен до конца жизни. В «Стихотворениях в прозе» мы находим мотивы, перекликающиеся с «Записками охотника». «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из своих громадных доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых,— я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут,— не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую,— ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!» {«Два богача»).
Тургенев вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер художественной прозы. Но он был также стихотворцем и драматургом, переводчиком и критиком. Важное значение имеет драматургия Тургенева. Комедии писателя — «Нахлебник», «Холостяк», «Безденежье», «Завтрак у предводителя» и особенно драма «Месяц в деревне» — по тонкости обрисовки характеров, психологической глубине и лиризму предвосхищают драматургию Чехова.

Тургенев проявил изумительное мастерство в отделке языка и художественного стиля. Язык его произведений отличается точностью, ясностью, выразительностью, музыкальностью. Благоговейное отношение к русскому языку великий художник слова выразил в одном из последних «Стихотворений в прозе» — «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Тургенев, вслед за Пушкиным и Гоголем, обогатил русский язык, поднял его на новую ступень развития. «...Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч»,— писал В. И. Ленин.