С особой теплотой Тургенев нарисовал крестьянских мальчиков в рассказе «Бежин луг». Почти в каждом из них подмечена ценная человеческая черта: смелость и деловитость у Павлуши, дар рассказчика у Илюши, отзывчивость и доброта у Кости, любознательность у Ванюши. Все это по-своему символизировало величие народного характера, не получавшего, однако, полного развития в условиях крепостной неволи. Художественная яркость, лиризм рассказа усилены тем, что детский мир грез слит с таинственной и прекрасной ночной природой. В других рассказах Тургенев также с большим мастерством использует картины природы для раскрытия образов крестьян, создания лирической атмосферы повествования. Природа у Тургенева-рассказчика дополняет события, углубляет лирические и философские размышления автора. Единство двух стихий — природной и народной — вызывало ощущение силы трудовых масс, зарождало веру в их светлое будущее.

Именно в народе писатель увидел проявление истинной талантливости, поэзии, нравственной чистоты. Тем нагляднее проступала мысль о противоестественности, исторической нецелесообразности системы помещичьего угнетения, которое решительно осуждено писателем.

Страстный, осердеченный протест Тургенева нашел свое выражение и в том, что картины крепостного быта даны через восприятие охотника — человека гуманного, ненавидящего помещичий произвол. Пользуясь образом рассказчика, Тургенев усиливал достоверность повествования, давал правдивые оценки поведения крепостников, противопоставляя им высокие качества людей из народа.








Осуществлению этой задачи способствует и необычайно гибкий, богатый интонационными и лексическими оттенками язык. В «Записках охотника» сказались характерные особенности стиля Тургенева-прозаика: музыкальность, ритмическое многообразие, тяга к полутонам, задушевность повествования, основанная на использовании разговорных конструкций и метафорически раскрашенной лексики. Благодаря этому Тургеневу удалось слить два «трудно сочетаемых элемента — сочувствие к человеку и артистическое чувство» (Ф. И. Тютчев). О чем бы ни писал Тургенев — о закате солнца, пении перепелов или о зверствах помещика и страданиях крестьян,— он всегда стремился оттенить изображение живой наглядной деталью, пронизать описываемые события гуманной мыслью. От этого вся картина предстает как мастерский эскиз, полный задушевности и рельефной живописи. При этом он постоянно, как заметил Белинский, держался «почвы действительности» (8, 400), основывая свою поэзию на ее правдивом художественном осмыслении.


«Записки охотника» порадовали всех честных людей России. В них видели не просто удачное и новаторское, но /гапное для всей русской литературы произведение. Салтыков-Щедрин считал, что они «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом- народ и его нужды» . Л. Толстой, отмечая «лучшее в русской литературе», поставил рядом по силе художественной выразительности «Записки охотника», «Мертвые души», «Былое и думы», «Герой нашего времени»

После «Записок охотника» Тургенев решает «раскланяться», как он сам говорил, со «старой манерой» (12, 122) очеркового изображения людских характеров. Переход к созданию больших прозаических полотен, несомненно, был подготовлен внутренним развитием писателя.

Романы Тургенева составили целую эпоху в истории русской литературы. В них писатель с большой чуткостью откликнулся на самые острые потребности времени. Добролюбов подчеркивал, что если Тургенев обратился к какому-нибудь вопросу в своих произведениях, то это означает, что затронутый вопрос «действительно подымается или скоро подымется в сознании образованного общества...» (3, 31). В этом отношении романы Тургенева оказывались художественной летописью передовых «русских исканий» в период разложения дворянского уклада и выхода на арену новых, революционно-демократических сил.