Страница: [ 1 ]  2  

Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть «Вешние воды» по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой относятся романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Новь», «Отцы и дети»; ко второй - «Дым» и «Вешние воды». В романах, относящихся к первой группе, Тургенева интересовали не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Она основана на системе «треугольников», обеспечивающих ситуацию выбора: Рудин - Наталья - Волынцев, Лаврецкий - Лиза - Паншин, Инсаров - Елена - Берсенев, Шубин, Курнатовский, Нежданов - Марианна - Калломийцев (Соломин).

В ходе развития любовной интриги проверяется состоятельность или несостоятельность героя, его право на счастье. Центром «треугольника» является женщина (тургеневская девушка). В образах главных героинь представлены три последовательные ступени вовлечения русской женщины 50 - 70-х годов в общественную жизнь: Наталья и Лиза, еще только стремящиеся к общественной деятельности, Елена, уже нашедшая себе полезное дело, но пока что на чужбине, и Марианна, участница русского революционного движения, окончательно определившая цель своей жизни.

Наталья воспитывалась матерью и немного получила от ее салонных бесед, французских романов и гувернанток. Елена «сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим». Марианна же вообще росла не с родителями. Наталья «с первого взгляда могла не понравиться». Тургенев не наделяет ее (как и впоследствии Елену и Марианну) физической красотой. Марианна казалось «почти дурнушкой», Елена и Марианна готовы были «голову сложить» за всех притесненных, бедных и жалких. Знакомство с теми, кто являлись главными героями романов, становилось для девушек окном в незнакомый мир (для Натальи и Елены) или возможностью найти свои идеалы (для Лизы и Марианны). И Рудин, и Лаврецкий, и Инсаров, и Нежданов являлись, по сути, их наставниками.

Наталья в речах Рудина находила ответы на мучившие ее вопросы. Для нее он был подвижником, за которым девушка готова безоглядно идти на любые жертвы. Наталья еще не стремится к «полезной деятельности», однако ищет достойного, сильного человека, поступки которого не расходились бы с его убеждениями. Разочарование возвращает ее в привычную среду, о чем свидетельствует брак с Волынцевым.

Юную Калитину с самого детства покоряла самоотверженность отшельников, их готовность пострадать за чужие грехи, Лаврецкий рассуждает о том, что они с Лизой пошли бы к «прекрасной цели» - «пахать землю». Он понял, что «любят и не любят они одно и то же». Невозможность счастья не дает Лизе, в отличие от Натальи, вернуться в свою среду. Она порывает с прошлым, уходя в монастырь.

«Восторженная республиканка» (так называет Елену отец), сознательно ищет себе опору в жизни, она сравнивает, сопоставляет людей, присматриваясь к Шубину, Берсеневу, и останавливает выбор на Инсарове, так как он вполне отвечает ее представлению о том, каким должен быть муж, товарищ в совместном большом общественном деле. Так же, как и Лиза, Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своего счастья. Гибель Инсарова, несмотря на то, что он более цельная и деятельная натура, чем Рудин и Лаврецкий, «уравнивает» положение Елены и двух первых героинь. Она, как и Лиза, не возвращается в свою среду, но ее цель - не монастырь, а борьба, хотя будущее окутано неизвестностью.

Марианну никто не вел за собою, никто на нее не влиял. Горькие обстоятельства ее семейной жизни, унизительное положение в доме Сипягиных открыли ей глаза на положение всех униженных и обездоленных, и она ухватилась за Нежданова как единомышленника, честного человека, уже принимающего участие в борьбе. Впрочем, еще более говорило в его пользу то, что девушка почувствовала в нем одного из тех несчастных, кому необходимо помочь: «Мы оба одинаково несчастливы; вот что нас связывает». Поэтому сколько бы слабости он ни выказывал, героиня готова была преданно служить ему. И все-таки для деятельности ей требовалась гораздо более стойкая опора, а не тот, кто говорит: «Марианна, я обязан сказать тебе, что я не верю больше в то дело, которое нас соединило». Нежданов признается, что в их сближении личное чувство играло второстепенную роль, соединились же они во имя дела. Марианна, столкнувшись с несостоятельностью своего избранника, связывает судьбу с Соломиным. В отличие от трех других героинь, она нашла выход, позволяющий обрести «новую, осознанно счастливую жизнь».




Любовная интрига в этом романе наиболее социальна и рациональна. Во время первого признания в любви, замечает автор, «они даже не поцеловались - это было бы пошло и почему-то жутко». Итак, в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Новь» героини влюбляются скорее в идеи, чем в их носителей.

Наибольшей функциональности любовная интрига достигает в романе «Отцы и дети», когда испытываются нигилистические идеалы Аркадия и Базарова. В отличие от других романов первой группы, здесь не одна, а две любовные истории. Кроме того, их завязка происходит только в середине романа.

История Аркадия - очень типична для дворянской молодежи 60-х годов, временно попавшей под влияние революционно-демократической идеологии. Поверхностное увлечение Кирсанова нигилизмом Тургенев разоблачает в сценах, происходящих в усадьбе Одинцовой. Катя заявляет Аркадию, что она его «переделает». Действительно, проходит несколько месяцев и при содействии Кати у Аркадия от нигилизма ничего не остается: «Я уже не тот заносчивый мальчик, каким сюда приехал… До сих пор я не понимал себя, я задавал себя задачи, которые мне не по силам… Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству…» Желая показать нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй части романа «переносит» своего героя в новую обстановку, в новые условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру, причем охвачен настолько, что начинает сам злиться на себя.

Идейно-художественный замысел произведений «Дым» и «Вешние воды» определил своеобразие положенных в их основу конфликтов и взаимоотношений героев. Если в предыдущих романах центром «любовного треугольника» являлась женщина, то в этих произведениях - мужчина (Ирина - Литвинов - Татьяна, госпожа Полозова - Санин - Джемма). Главным для писателя становится исследование иррациональной природы чувства. В произведениях не сказано ни слова относительно того, каковы были общественные взгляды Литвинова и Санина и тем более общественная деятельность. Тургенев даже подчеркивает аполитизм героев. Так, в «Вешних водах» он прямо говорит об отсутствии у Санина общественных интересов: «Тревожные чувства, обуревавшие лучшей частью тогдашней молодежи, были ему мало известны».

Конфликт, на котором строятся эти произведения, - противопоставление слабого духом героя (Литвинова и Санина) и сильной, властной героини (Ирины и г-жи Полозовой). Перед Литвиновым и Саниным стоит проблема выбора: или напряжение, или Таня и Джемма, которые несут своей любовью спокойствие, уверенность, умиротворение.

У Ирины огненная, ненасытная душа. С юных лет ею движут сильные чувства, и хорошие и дурные. Встреча с Литвиновым в Баден-Бадене воскресила в ней единственно настоящую любовь. Но прошедшие годы наложили неизгладимый отпечаток. В душевном холоде остывает и ее собственное, вначале как будто пылкое, чувстве». Герой романа Литвинов не столь цельный и самобытный, как Рудин, Базаров, Инсаров; это не деятельная, а страдающая фигура. «Ангел-хранитель» Татьяна спасает жалкую жертву «роковых страстей».

Тема «чада» переходит и в повесть «Вешние воды», где Тургенев показывает пошлость, которая засасывает. Санин - человек благородный, пылкий, отважный, готовый жертвовать собой, если речь идет о деле чести.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Детство Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал...смотреть целиком
  2. Проблема долга и личного счастья в романах Тургенева  Новое!
    Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. «Тургеневская женщина» - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю,...смотреть целиком
  3. Тема «лишних людей» в творчестве И.С.Тургенева
    «Быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя» – главный предмет художественного изображения у этого писателя. Тургенева привлекают «русские Гамлеты» – тип дворянина-интеллектуала, захваченного культом философского знания 1830-х – начала...смотреть целиком
  4. Тургенев
    Тургенев- один из моих любимых писателей. Читая его произведения, Мы видим не только персонажей, но и в чем-то самого автора. И сразу Вспоминаешь слова героини островского(правда, говорила она не о Тургеневе, но): "Каждое слово, которое я говорю...смотреть целиком
  5. Тип «лишнего человека» в произведениях Тургенева
    «Лишних людей» мы встречали еще у Пушкина и Лермонтова. Вспомним Онегина и Печорина, их ощущение бессмысленности жизни. Эти люди были несчастны из-за того, что они «лишние» в мире, живут «без цели, без трудов». Тему «лишнего человека» продолжил Турегенев....смотреть целиком
  6. Как И. С. Тургенев сочинял рассказы  Новое!
    Американский писатель Г. Джеймс, общавшийся с Тургеневым и считавший себя его учеником, вспоминал: «Всего интересней были рассказы Тургенева о его собственной работе, о том, как он пишет. То, что мне довелось слышать от него об этом, не уступало по значению...смотреть целиком
  7. Характеристика художественного мира И. С. Тургенева  Новое!
    необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего...смотреть целиком