Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических миниатюр, объединенных общим замыслом автора.
Эти произведения Тургенев писал уже в конце жизни, поэтому они носят подзаголовок Zenilia — «старческое». При жизни автора вышло в печать 51 стихотворение. Их опубликовали в журнале «Вестник Европы» в декабре 1882 года. Но это были не все стихотворения: еще 30 он не успел подготовить. Эти стихотворения уже вышли после смерти Тургенева — в 1930 году в Париже.
Мы с уверенностью можем назвать «Стихотворения в прозе» образцами высокой поэзии. Однако в них нет ни рифмы, ни особого размера, но есть внутренний ритм, какой-то особый поэтический дух, построение фразы, роднящие эти произведения с поэзией.
«Стихотворения в прозе» очень эмоциональны, потому что Тургенев пишет здесь о том, что волновало его самого. Это тема смерти, старости, утраченной молодости, тема Родины и т. д. Перед нами предстает внутренний мир тонко чувствующего человека во всем его сложном многообразии. Эти стихотворения трагичны, потому что автор предчувствует смерть. Мы можем сказать, что в этом цикле Тургенев подводит итог своей жизни, завершает свои раздумья над вечными вопросами. Ими он делится со своими читателями.
Смерть представляется ему ужасным насекомым, которое жалит человека, и тот гибнет: «Все здесь — Рок, безжалостный к человеку; смерть, которая представляется в грезах и сновидениях то слепою старухой, то бессмысленной стихией, то мерзким насекомым. Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурого цвету; такого же цвету плоские желтые крылья; растопыренные мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки — ярко-красные, точно Кровавые. Вдруг насекомое словно уставилось на него (молодого человека), взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб повыше глаз… Молодой человек слабо ахнул — и упал мертвым…»
Теме смерти посвящены многие стихотворения в прозе. Она задает общую печальную и трагическую тональность. К ней примыкают другие важные темы: тема одиночества, тема старости, тема поэта и поэзии. «Я узнал тебя, богиня фантазии! Ты посетила меня случайно — ты полетела молодым поэтам. О поэзия! Молодость! Женская, девственная красота! Вы только на миг можете блеснуть передо мною — ранним утром ранней весны!»
Во многом Тургенев испытывает разочарование и тоску, но он все же знает, что стихи бессмертны. Он верит, что его творчество найдет понимание у читателя. Залогом этого является то, что неподвластно времени. И это не природа, а язык. Русский язык, на котором написаны многие великие произведения. Так появляется в цикле тема Родины и русской культуры. Тургенев очень бережно относится к русскому языку. Язык для него — это сокровище. В нем заключены все традиции народа, обычаи, его мировоззрение. Язык как бы поднимает человека над природой, он делает человеческую жизнь осмысленной. Когда писателю становилось плохо или его преследовали несчастия, он искал опору в русском языке. Стихи о русском языке в этом цикле — самые сильные. Каждый из нас наизусть знает знаменитое стихотворение Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Примечательно, что это стихотворение завершает весь цикл. Тургенев хочет лишний раз подчеркнуть, что в жизни самые важные вещи — это Родина, русский язык, свой дом. Мы чувствуем огромную любовь писателя к России, к ее культуре, чувствуем его гордость за то, что он русский. И нам тоже стоит гордиться своей страной!