Художник А. П. Боголюбов приводит слова умирающего Тургенева: «Вы любите людей, и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда...»3. Гуманистическим пафосом проникнуто все творчёство писателя от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе». Гуманистические идеалы обусловили критическое отношение Тургенева к действительности его времени. Л. Н. Толстой\' отмечал склонность Тургенева к трагическому восприятию жизни. Несомненно, Тургенев не так глубоко и остро воспринимал общественные противоречия своей эпохи, как Салтыков-Щедрин, не был так насыщен ощущением общественных катастроф и катаклизмов, как Достоевский, не был максималистом-моралистом, как Л. Н. Толстой. Он воспринимал жизнь и ее развитие более мягко, можно сказать, эволюционно. Идея неизбежности прогрессивного, хотя бы и медленного улучшения мира, была одной из его любимых идей. Но и Тургенев хорошо понимал трагический характер жизни современного ему общества.

Как и другие писатели-реалисты, Тургенев в большинстве своих произведений воссоздает центральную коллизию его времени — драматическое столкновение личности с неблагоприятными общественными условиями ее развития. В этом противопоставлении, а также в печальных финалах многих тургеневских произведений отразились драматические судьбы лучших людей русского общества его времени. Отсюда и грустный лиризм, разлитый во всех произведениях Тургенева. Мопассан писал о них: «...От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку меланхолии, глубокая и скрытая в существе вещей печаль. Воздух, которым дышишь в его произведениях, всегда можно узнать: он наполняет ум суровыми и горькими думами, и кажется, даже насыщает легкие странным и своеобразным благоуханием»1. Но сам Тургенев вслед за обожаемым им Пушкиным мог бы сказать: «печаль моя светла...». Тургеневу всегда была присуща вера в жизнь, в людей, в исторический прогресс.

Еще при жизни бытовало мнение о созерцательном характере писательской натуры Тургенева. Бесспорно, созерцательность была присуща ему. Но, как и в его учителе, Пушкине, в натуре Тургенева «не было пищи и элементов для долгой поддержки созерцания: он искал событий, живых лиц, волн и разбросанности действительности, борющегося существования,— замечает П. В. Анненкоз, хорошо изучивший личность своего друга. Тургенев вовсе не склонен был к пассивному восприятию действительности. Он всегда стремился найти и показать положительные, активные силы жизни. Он всегда приветствовал тех, кто смело творил ее, кто мужественно шел на подвиг. На страницах своих книг писатель запечатлел образ русского революционера своего времени. С глубоким сочувствием обрисовал он передовую русскую молодежь, передал чистоту ее любви, силу ее дружбы, ее энтузиазм, ее страстную веру в будущее своей родины, уверелч ность в силе и мужестве русского человека.

Произведения Тургенева исполнены высокой нравственной чистоты, искреннего и задушевного чувства.
Салтыков-Щедрин указывал, что, как ни замечателен был сам по себе художественный талант Тургенева, тайна глубокой симпатии к нему со стороны мыслящих людей заключалась в том, что «воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений», что он проводил в своих произведениях «общечеловеческие идеалы», «в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»3. В письме к П. В. Анненкову по поводу романа «Дворянское гнездо» великий сатирик писал: «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?.. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом...»\'. «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев»

В 40-е годы появляются новые писатели-реалисты, воспитанные критикой Белинского: Герцен, Некрасов, Гончаров, молодой Достоевский, Григорович и другие, сотрудничавшие сначала в «Отечественных записках», а затем в «Современнике» — передовых журналах эпохи. К этой блестящей плеяде принадлежит и Тургенев.

Конец 30-х и 40-е годы — время, о котором сам Тургенев всегда вспоминал с чувством любви и благодарности. В это «замечательное десятилетие» он формируется и как человек и как писатель. Здесь истоки философского и эстетического мировоззрения Тургенева, его демократических, антикрепостнических взглядов. Московский, Петербургский и Берлинский университеты, в которых последовательно учился Тургенев, .незабываемые встречи со Станкевичем, философские занятия с Бакуниным, сближение с Грановским, поездки в Германию, Италию, Францию — чего еще мог пожелать тогда для своего интеллектуального развития молодой человек, увлекавшийся философией и литературой? Постепенно сложились духовное богатство, образованность, гуманные и поэтические стороны личности Тургенева.

Начавшееся в 1843 году знакомство Тургенева с Белинским сыграло огромную роль в судьбе начинающего писателя. Великий критик высоко оценил личность Тургенева. Сообщая о частых с ним свиданиях, Белинский писал своему приятелю В. П. Боткину: «Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. Беседа и споры с ним отводили мне душу... отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры... Русь он понимает. Во всех его суждениях виден характер и действительность».


Со своей стороны Тургенев искренно и глубоко полюбил Белинского. Моральный и литературно-эстетический авторитет великого критика был для Тургенева непререкаемым. Тургенев не поднялся до революционно-демократических устремлений Белинского, но его великий друг развил и укрепил и нем непримиримую вражду к крепостному праву, помог Тургеневу найти себя как писателя.

Похожие сочинения

  1. Критика о творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция! (Из письма А. А. Фету) ...Николай Петрович - это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков,...смотреть целиком
  2. Философия любви в произведениях Тургенева
    Любовь…Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. Как известно, любовь бывает разной. Существует множество...смотреть целиком
  3. Тургенев и Бунин   Новое!
    Тургенев и Бунин относятся к разным поколениям одной эпохи. Отцы и дети. Отцы застали расцвет того, что дети могут только припоминать: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно...», «Крепостного права я не знал и не видел,...смотреть целиком
  4. Личная жизнь Тургенева
    Личная жизнь Тургенева, однако, складывалась неудачно. Он был материально зависим от матери, несогласия и столкновения с которой принимали со временем все более и более острый характер. Все считали его богатым человеком, а на самом деле он находился...смотреть целиком
  5. О творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    В истории отечественной литературы И.С. Тургеневу принадлежит место «летописца» жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной души. Первые литературные поэтические и драматические опыты Тургенева носили подражательный...смотреть целиком
  6. Последние романы Тургенева  Новое!
    В последние годы жизни Тургенев создал свои знаменитые «Стихотворения в прозе», совершенно своеобразные произведения, короткие этюды, в которых лирика и публицистика органически слились. Это — изложенные в высокохудожественной форме глубокие раздумья...смотреть целиком
  7. Вопрос о Тургеневе рисовальщике  Новое!
    Современники Тургенева неоднократно подчеркивали свойственные ему способности рисовальщика-карикатуриста. «Тургенев был великим мастером в таких беглых набросках. Им даже была придумана, благодаря этому его искусству, особая игра. Тургенев рисовал профиль,...смотреть целиком