Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/turgenev/_self/umoristicheskii_i_satiricheskii_talant_turgeneva/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102




Автор остро сатирически изображает помещиков, причем во многих местах заметно прямое влияние великого сатирика на молодого писателя. Вот, например, описание обеда, устроенного в честь сановного гостя («Гамлет Щигровского уезда»). Гости - это гоголевские «уроды»: помещик так неловко раскланивался, «как будто у него отваливался живот»; по сторонам стояли «чиновники, с круглыми брюшками, пухлыми и потными ручками и скромно неподвижными ножками». Появляется сановник. Все описание обеда напоминает пронизанные сарказмом гоголевские описания собраний и светских приемов: «Нужно ли рассказывать читателю, как посадили сановника на первом месте между штатским генералом и губернским предводителем, человеком с свободным и достойным выраженьем лица, совершенно соответствовавшим его накрахмаленной манишке, необъятному жилету л круглой табакерке с французским табаком, - как хозяин хлопотал, бегая, суетился, потчевал гостей, мимоходом улыбался спине сановника и, стоя в углу, как. школьник, наскоро перехватывал тарелочку супа или кусок говядины, - как дворецкий подал рыбу в полтора аршина длины и е букетом во рту, - как слуги, в ливреях, суровые на вид, угрюмо приставали к каждому дворянину то с малагой, то с дрей-мадерой, и как почти все дворяне, особенно пожилые, словно нехотя покоряясь чувству долга, выпивали рюмку за рюмкой, - как, наконец, захлопали бутылки шампанского, и начал» провозглашаться заздравные тосты: все это, вероятно, слишком известно читателю.

Но особенно замечательным показался мне анекдот, рассказанный самим сановником среди всеобщего радостного молчанья. Кто-то, кажется, разоренный генерал, человек, ознакомленный с новейшей словесностью, упомянул о влиянии женщин вообще, на молодых людей в особенности: - «Да, да», подхватил сановник, «это правда; но молодых людей должно в строгом повиновении держать, а то они, пожалуй, от ненкой юбки с ума сходят». (Детски веселая улыбка промчалась по лицам всех гостей; у одного помещика даже благодарность заиграла во взоре.) «Ибо молодые люди глупы». (Сановник, вероятно, ради важности, иногда изменял общепринятые ударения слов.)




С подлинно гоголевской сатирической силой разоблачил Тургенев помещиков-крепостников, создав новые в русской литературе типы «европеизированного» крепостника Пеночкина, патриархального садиста Стегунова и других. Глубокий обобщающий смысл заключен в образе Пеночкина. В. И. Ленин использовал этот образ для разоблачения лицемерия либерально-помещичьей «культурности» XX века.

Гоголь любит кратко юмористически характеризовать персонаж: Чичиков встречает прокурора, «с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто говорит: «пойдем, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу», - человека, впрочем, серьезного и молчаливого; почтмейстера, низенького человека, но- остряка и философа…»

Гуманизм, глубокое уважение к простому человеку, умение правдиво изобразить богатый внутренний мир крестьян, «поэтическую душу» народа - таковы отличительные черты «Записок охотника», встретившие полное одобрение со стороны Белинского. «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, - писал он, - как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!». Будучи писателем-реалистом, Тургенев сумел в книге, посвященной пароду, показать насущные потребности русской жизни и правильно определить ближайшие исторические перспективы развития русского общества. При всей художественности и поэтичности «Записки охотника» были в то же время и в высшей степени публицистическим произведением. Это была книга не только отражающая реальную общественную борьбу 1840-х годов, но и активно борющаяся за победу прогрессивных сил общества.

Публицистическая тенденциозность Тургенева ярко сказалась уже в первом из очерков «Записок охотника»- в «Хоре и Калиныче». Уже в этом очерке Тургенев затрагивал все основные проблемы ожесточенной общественной борьбы по крестьянскому вопросу середины 1840-х годов. В заключение необходимо сказать, что справедливость характеристики, данной Белинским Тургеневу как писателю-реалисту, творчество которого всегда неразрывно связано с действительностью, впоследствии полностью оправдалась. Много лет спустя сам Тургенев неоднократно говорил о зависимости его творчества от событий реальной жизни: «Я не могу выдумывать… и фабулу и действующих лип, я всегда брал из жизни».

Похожие сочинения

  1. Влияние Тургенева на современников и его место в русской классической литературе
    Тургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими "Записками охотника", которые способствовали освобождению...смотреть целиком
  2. Природа в восприятии И. С. Тургенева
    Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели...смотреть целиком
  3. Тургеневская концепция природы
    Тургенев формулирует свой закон природы: “Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанностьощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе – вот самая её основа, её неизменный закон, вот на чём она стоит и держится. Всё, что...смотреть целиком
  4. Человек и природа в творчестве И. С. Тургенева
    Есть веские основания для утверждения, что в духовном мире тургеневского героя, почерпнутого писателем из "культурного слоя" России 40 -70-х годов (9, с. 390), природа вообще присутствует в том чрезвычайном объеме, который она не занимала...смотреть целиком
  5. Идейно-художественное своеобразие
    В художественном мироощущении И. С. Тургенева огромную роль сыграла школа немецкой классической философии, которую он прошел в период учебы в Берлинском университете. Шеллинг и Гегель дали русской молодежи 1830-х годов целостное воззрение на жизнь природы...смотреть целиком
  6. Критика о творчестве И. С. Тургенева  Новое!
    Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция! (Из письма А. А. Фету) ...Николай Петрович - это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович - Столыпин, Есаков,...смотреть целиком
  7. Творчество И. С. Тургенева
    Творчество И. С. Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: «Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам,...смотреть целиком