“Мещанин во дворянстве” — это уникальное произведение, которое очень справедливо высмеивает людей,
претендующих на то, чего у них вовсе нет — на титул и материальные ценности. Не всех людей, а именно тех, кто
этого никогда в жизни не имел. Как говорится, “из грязи в князи”. Ведь есть же люди, которые день и ночь работают
на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие, как господин Журден, стараются во всем походить на
знатных особ, показывая себя с самой глупейшей стороны. Для кого-то главное — счастье, а для кого-то — деньги.
Главным героем этой комедии является господин Журден. В наследство от своего отца он получил достаточное
количество денег, но единственное, к чему стремился в жизни — это быть дворянином. Ему так хотелось быть в
окружении дворян, что он шел на немалые жертвы ради этого: носил туфли, в которых нога чуть ли не складывалась
вдвое, еле натягивал на себя шелковые чулочки, одевался смешно и безвкусно. Стремление приобрести титул
затуманивало ему глаза на все вокруг.
Быстро распознав то, что все дворяне — люди ученые, господин Журден тоже решил заняться своим
образованием, наняв себе для этого учителя танцев, музыки, фехтования и философа. Один из героев пьесы
произносит: “Конечно, господин Журден человек без всякого образования, рассуждает обо всем без всякого толку и
приходит в восторг только от вздора. Но за его деньги можно простить ему какую угодно глупость; понимание вещей у
него в кошельке, а похвалы этого человека — деньги”. Эти слова как нельзя лучше характеризуют главного героя
комедии, господина Журдена.
В самом начале произведения, когда читатель еще только познакомился с учителями музыки, в комнате, где,
собственно, и проходит большинство действий комедии, появляется господин Журден. Жан-Батист Мольер начинает
остроумно выстраивать все те фразы, которые с необычайной гордостью произносит Журден. Например, про то, как
Журден хочет походить на знатных особ и для этого приобрел себе шелковые чулочки, которые впоследствии еле-еле
натянул. Или же с каким глупейшим и забавнейшим высокомерием он звал: “Лакей! О, нет! Другой лакей!”
Таких людей, как господин Журден, обычно называют кошельками. Главное убедить такого человека в том, что
он лучше всех, походит на дворянина, а уж потом получай деведенты. Вот, например, Журден чуть не отдал все свои
деньги подмастерью портного только из-за того, что тот решил назвать его “Ваша светлость”, “Ваша милость” и
“Ваше сиятельство”. В конце он даже сказал: “Ох, слава Богу, что он ушел! А то если бы он дошел до Вашего
высочества, я бы обанкротился”.
Такие люди — находка для нуждающихся. Господин Журден готов отдать свои деньги всем, кто хоть как-то
намекает о чем-нибудь, связанным с дворянством: Дорант, который бесконечно одалживал деньги у Журдена, все
время при этом приговаривает: “Я сегодня говорил о Вас в апартаментах короля”.
А вот еще одна забавная фраза “ученого” Журдена: “Николь, да ты даже не знаешь, как нужно произносить букву
у, — с важностью сказал господин Журден своей служанке, — ох, несчастье иметь дело с дурами! Понимаешь, ты
вытягиваешь губы вперед и приближаешь верхнюю челюсть к нижней”. Эта фраза прекрасно проясняет
“образованность” Журдена.
Таким же просвещенным он был и в области философии, танцев, музыки и фехтования. Кстати о последней
науке, как-то раз Николь едва не поранила Журдена, когда тот решил доказать “необразованной женщине” свое
мастерство в области фехтования. Несчастную служанку чуть не уволили!
Но хуже всего в этой комедии пришлось дочке Журдена Люсиль. Однажды ее жених пришел к грозному отцу
своей невесты, чтобы просить руки его дочери, на что тот, даже не задумываясь, ответил: “Вы — не дворянин, и дочь
мою вы не получите”. После этой фразы больше всего разозлись госпожа Журден. Всем известно, что для настоящей
матери главное в жизни — это счастье своих детей. Вероятно, госпожа Журден была слишком молодой и
неразборчивой, когда решила связать свою жизнь с господином Журденом, так что теперь она явно не собиралась
отдавать свою единственную дочь какому-то неизвестному дворянину, и начала отчаянно бороться за счастье своей
дочери.
Однако самая оригинальная и правильная идея пришла в голову слуге жениха Люсиль — Ковьельу, который
решил переодеть своего хозяина в турецкого султана, чтобы господин Журден сразу же согласился выдать свою
дочь за него замуж. Сам же Ковьель преобразился в переводчика “Его величества султана”. Стоило ли сомневаться
в том, что господин Журден тут же согласился выдать свою дочь замуж за такого влиятельного молодого человека?
Ему больше всего понравилось то, что после замужества своей дочери он станет “мамамуши”. А мамамуши — это
самое почетное звание во всем мире. Что же еще нужно было бедному Журдену? Он без всяких возражений выдал
свою дочь замуж за султана. Иногда белая ложь — очень полезная вещь! В результате все остались счастливы.
Это прекрасное произведение, доказывающее, насколько внутренний мир человека важнее внешнего облика.
Ведь если ты богат внутренне, тебе никогда не понадобится никому ненужный титул, так как разумный человек всегда
поймет, что в жизни — это далеко не самое главное. “Мещанин во дворянстве” — замечательное произведение и
справедливейшая сатира на буржуа и дворянство.

Похожие сочинения

  1. Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве»  Новое!
    Мольер (Жан Батист Поклен) — драматург, поэт, актер — создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как — «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является «Мещанин во...смотреть целиком
  2. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")
    Комедия — непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую...смотреть целиком
  3. Бессмертная комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Своим возникновением эта бессмертная комедия Мольера обязана анекдотическому случаю. Турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Разгневанный монарх...смотреть целиком
  4. Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творческом наследии Мольера
    XVII столетие во Франции - столетие театра. В французских классических трагедиях этого периода заявил о себе кризис мировоззрения классицизма, который оказался несостоятельным найти согласие между стремлениями к общему благу с личным счастьем человека....смотреть целиком
  5. Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль»
    В теории ролей мы выделим только два момента, представляющие непосредственный интерес для молодежи. Первый – это позиция личности в мире и по отношению к самой себе. Предположительно существует некая объективная (чаще всего неполная) оценка человека....смотреть целиком
  6. Сюжет комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 4-5
    Действие четвертое. Доримена в восхищении от роскошных блюд, поданных для нее хозяином дома. Музыканты поют и играют, развлекая гостей. Господин Журден пытается ухаживать за Дорименой, но неожиданно появляется г-жа Журден. Она яростно набрасывается на...смотреть целиком
  7. Мещанин во дворянстве (комедия Ж. Б. Мольера)
    «Мещанин во дворянстве» («Le bourgeous-gentilhomme», 1670) — последняя великая комедия Ж. Б. Мольера. Премьера комедии состоялась 14 октября 1670 г. (королевский замок Шамбор). Первое представление для парижской публики было дано 23 ноября 1670 г....смотреть целиком