Мольер (Жан Батист Поклен) — драматург, поэт, актер — создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как — «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является «Мещанин во дворянстве», где автор нарисовал сатирический образ буржуа.

Перед нами мещанин Журден — главный герой пьесы, пытающийся из мещанина вдруг превратиться в дворянина. Ему кажется, что для этого у него есть главное — деньги. Есть деньги, но нет элементарного образования, нет манер, и главное нет ума, он беспросветно глуп. На старости лет Журдену вздумалось изучать философию (здесь он делает великое «открытие»: оказывается, он разговаривает прозой!), заниматься музыкой, танцами, фехтованием. Он всерьез считает, что, получив кое-какие знания и имея деньги, можно занять место в кругу знатных дворян. Он окружает себя слугами и учителями, которые требуют высокую плату за работу, но не выполняют и не думают выполнять ее. Да и «благородные» науки не слишком-то укладываются в голове глупого мещанина. Его жена пытается воззвать к благоразумию своего супруга и просит прекратить бесчисленные траты, но тот ничего и слышать не желает. Стремится образумить своего господина и служанка Николь, и при этом видно, насколько бедная необразованная девушка умнее своего хозяина.Журден настолько глуп, что даже комическое посвящение в «мамуши» принимает всерьез. Казалось бы, желание Журдена понабраться ума-разума достойно уважения. Но как же смешон он, когда хочет сделать это за несколько дней!

Мольер смеется над безграничной тупостью Журдена. И на примере мещанина лишний раз показывает, насколько низким и неотесанным может быть даже богатый человек, считающий, что за деньги можно купить ум. Но смеется великий драматург не над конкретным человеком. Он высмеивает стремление подражать каким-то внешним признакам высшего сословия, не изменяясь внутренне. Главное не в титуле, не в костюме, говорит Мольер. Честь и достоинство, ум и образованность не покупаются.