История создания комедии такова. В 1670 году Мольер получил от короля задачу показать в комедии турецкие танцы, которые в то время во Франции приобрели огромную популярность. Это было толчком к созданию комедии-балета “Мещанин во дворянстве”. Король и не догадывался, что восточная буффонада станет лишь внешним орнаментом, который нисколько не уменьшит основного содержания сатирической пьесы. Все поступки главного героя подчинены одной страсти - желанию стать дворянином. Стремясь любой ценой достичь цели, Журден перестает быть собой. Маниакальная идея омрачает ум героя, который от природы умный (знает счет копейке), разбирается в людях (видит насквозь мошенника-портного). Сцена составления письма маркизе Доримени, когда он решительно отбрасывает раздутые варианты послания, свидетельствует о ясности мысли, оптимизме и сообразительности Журдена.

Но сближение с графом ослепляет мещанина, лишает его здравого смысла, раздувает спесь. Журден высказывает презрение к людям своего круга, отворачивается от родных, отвечает отказом жениху дочери, так как он не шляхтич, придумывает себе «даму сердца», которой дарит дорогие дары, в честь которой дает обед. Он убежден, что путь к сердцу его дамы лежит через кошелек. Так же он хочет купить и будущее дочери: “Добра для дочери у меня скрыто довольно, нет только уважения, вот я и хочу, чтобы она была маркизой”. Журден стремится стать шляхтичем, чтобы доказать всем и себе свою значимость.

Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Несмотря на классицистичные правила, соблюдение которых было обязательным в драматургии того времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит известный классицистам конфликт - противостояние страстей здравому смыслу. Об актуальности комедии Мольера в наши дни свидетельствуют многочисленные жизненные ситуации, которые вы только что привели для примера, отстаивая свою точку зрения. Поэтому комедия “Мещанин во дворянстве” не исчезает из репертуара ведущих театров мира.

В Украине, например, комедия-балет “Мещанин во дворянстве” на музыку С. Бедусенко поставлена в киевском Театре юного зрителя на Липках. Интересное видение французского драматурга и его творчества у французского кинорежиссера Лорена Тирара. В исторической комедии “Мольер” (2007) события разворачиваются в XVI столетии. После продолжительного отсутствия в Париж возвращается Мольер. Его ждет работа в Королевском театре. Господин Журден оплачивает долги знаменитого автора, рассчитывая на то, что Мольер поставит в театре его пьесу. Своим родным господин Журден представляет Мольера искренним католиком, которого зовут Тартюф… Не нужно быть провидцем, чтобы быть уверенным: это далеко не последнее обращение к творчеству Мольера, которое и в самом деле стало бессмертным.В пьесе ” Мещанин во дворянстве” Мольер ярко показал общественную жизнь Франции XVII столетия. Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: здоровье, семью, деньги. Но ему захотелось выбиться в шляхтичи. Это становится маниакальной идеей, которая приносит немало хлопот семье героя, но нравится целой груде шарлатанов, которые питаются возле него и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, самозванцы-”учителя” этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Желание стать шляхтичем лишает Журдена остатков здравого смысла. Сама по себе ситуация довольно печальная.

Мольер же, как настоящий мастер создания комического, даже через столетие заставляет нас смеяться и над героями, и над ситуацией, которая сложилась. Комизм комедии ” Мещанин во дворянстве” - в несоответствии реальных событий тому, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонами, раскрывает самые типичные характеры. Талант Мольера заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, возвращает к моральным ценностям. “Мещанин во дворянстве” - яркий образец “высокой комедии”. За смешными событиями комедии скрыты серьезные выводы, а комические образы становятся сатирическими.

Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Эта комедия - наизлейшая сатира Мольера на буржуазию, которая подражает дворянству. В ней он не жалеет красок для высмеивания богатого буржуа Журдена, который изо всех сил стремится к дворянству. Комедия ситуаций - жанровая разновидность комедии, построенная на неожиданном повороте сюжетной линии, интриге или непредвиденном стечении обстоятельств.

Комедия характеров - жанровая разновидность комедии, построенная на показе черт характера, которые вызывают смех. Авторская позиция проявляется в сатирическом изображении человеческих недостатков. Насмешка, от мягкой и искренней к откровенно злой, становится ведущим художественным средством произведения Мольера. Хотя, наследуя традиции классицизма, автор чрезмерно заостряет ту или иную черту характера героя, его художественное обобщение сделало образы типичными, связанными со своим временем и следующими поколениями.

Похожие сочинения

  1. Сочинение Мольера «Мещанин во дворянстве»
    В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII столетие. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель...смотреть целиком
  2. Почему смешон господин Журден? (По комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")
    Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеял ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии "Мещанин во дворянстве" он обратился к актуальной в то время проблеме:...смотреть целиком
  3. Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")
    Одним из основных направлений в комедиях Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии. Так, в своем произведении «Мещанин во дворянстве» он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни...смотреть целиком
  4. Последняя великая комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Последняя великая комедия Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670) — написана в жанре «комедии-балета»: по указанию короля в нее нужно было включить танцы, в которых содержалась бы насмешка над турецкими церемониями. Сотрудничать нужно было со знаменитым...смотреть целиком
  5. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
    В 1670 году после посещения французского двора турецким послом, который пренебрежительно заявил, что на лошади его повелителя драгоценных камней больше, чем на короле Франции, Людовик XIV, выславший посла из страны, заказал Мольеру комедию, в которой...смотреть целиком
  6. Герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Господин Журден один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся...смотреть целиком
  7. Журден
    ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.— один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие...смотреть целиком