Действие четвертое. Доримена в восхищении от роскошных блюд, поданных для нее хозяином дома. Музыканты поют и играют, развлекая гостей. Господин Журден пытается ухаживать за Дорименой, но неожиданно появляется г-жа Журден. Она яростно набрасывается на мужа, который, выпроводив ее в гости к сестре, вызвал музыкантов и принимает у себя даму. Дорант тут же объявляет, что г-н Журден только предоставил свой дом, а обед и музыкантов Дорант сам заказал для маркизы. Журдену пришлось согласиться с таким объяснением. Доримена, не дожидаясь, когда хозяйка осыплет ее оскорблениями, стремительно уходит. Журден предается грустным размышлениям о том, как не вовремя вернулась его жена.

Неожиданно входит Ковьель, переодетый в цветастую турецкую одежду. Ковьель поведал хозяину, что знал его еще маленьким и что отецЖурдена никогда не являлся купцом, а был настоящим дворянином. Потом Ковьель объявил, что в городе находится сын турецкого султана, чрезвычайно похожий на Клеонта и влюбленный в Люсиль. Чтобы сын султана мог жениться на девушке, Журдена следовало возвести в «мамамуши» — «это у них такое высокое звание», «это самый почетный сан, какой только есть в мире». Журден чрезвычайно польщен.

Появляется одетый турком Клеонт, и они с Ковьелем, выступающим в роли толмача, мастерски разыгрывают сцену, разговаривая на непонятном языке и приказывая Журдену готовиться к церемонии посвящения. Оставшись один, Ковьель со смехом потешается над глупостью Журдена. Неожиданно входит Дорант. Ковьель просит его помочь устроить розыгрыш Журдена, чтобы выдать Люсиль за Клеонта. В доме происходит «турецкая церемония»: медленно двигаются турки, стелят ковры, идет молитва, поют «Алла» и за Журденом идут дервиши. Начинается комическая церемония посвящения хозяина дома в «мамамуши». В заключение Муфтий задает вопросы: «Твойнеобманос?.. Нешар-латанос?.. Дать ему тюрбанос!» и, подавая саблю, произносит: «Твой — дворян. Не вру ни капля. Вот тебе сабля». Снова раздаются звуки музыки, турки бьют Журдена сначала саблями, а потом палками и в такт танцующим уводят его.

Действие пятое. Господина Журдена встречает его супруга и в ужасе смотрит на него в тюрбане и длинном халате. Она набрасывается на мужа с упреками, но тот грозно останавливает ее: он теперь «мамамуши», с ним следует разговаривать почтительно. Журден повторяет сказанное актерами, которые изображали турок: «Его сделать паладина… И отправить в Палестина на галера бригантина… И со всеми сарацина воевать христианина… Палка, палка, бей — не жалка… Не бояться, не стыдиться, если хочешь посвятиться…» Видя, какЖурден пляшет, напевая бессмысленные «у—ла-ба», его жена решает, что супруг окончательно сошел сума.

В комнату входят Дорант и Доримена, которой граф со смехом рассказывает о том, что происходит в доме. «Могу ручаться, что такого сумасброда, каков наш Журден, вы нигде не найдете». Он просит Доримену помочь всем устроить брак Клеонта, и маркиза с радостью соглашается: ей по душе этот юноша. Но перед тем, как включиться в большой розыгрыш, Доримена объявляет о своем согласии выйти замуж за Доранта: этим она намерена прекратить расточительство графа и пожалеть его капиталы. Дорант и Доримена с полной серьезностью поздравляют Журдена с новым званием и свадьбой дочери с сыном турецкого султана. Однако Люсиль не знала о розыгрыше. Увидев отца в странном одеянии и сообразив в конце концов, что ее собираются немедленно выдать замуж, девушка стала отпираться, обещая пойти «на любую крайность», как вдруг узнала Клеонта. Обрадованная Люсиль немедленно согласилась стать его женой.

Г-жа Журден долго не могла взять в толк, что идет большой розыгрыш для блага ее же дочери, но когда Ковьель тихонько объяснил ей, что происходит, с радостью согласилась на брак Люсиль с «сыном турецкого султана». Видя, что все устроилось, Журден тут же посылает за нотариусом, чтобы скрепить брачный договор. Дорант объявляет, что и они с Дорименой решили пожениться, шепнув Журдену, что придумал это для ушей г—жи Журден. Успокоенный Журден подтверждает свое решение послать за нотариусом. Он соглашается и на брак Николь с «толмачом» (Ковьелем) и объявляет: «Ни-коль я отдаю толмачу, а мою супругу — кому угодно». Благодарный Ковьель заключает: «Ну, уж другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!»

Похожие сочинения

  1. Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"
    «Поскольку назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного, чем бичевать пороки моего века...» Ж.-Б. Поклен Комедия «Le bougeois...смотреть целиком
  2. Герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Господин Журден один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся...смотреть целиком
  3. Создатель французской комедии
    Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. Жан - Батист Поклен (1622 -1673), в своей театральной...смотреть целиком
  4. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».
    В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу. Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать,...смотреть целиком
  5. Ж.Б. Мольер Мещанин во дворянстве
    Перед нами комедия в трех действиях, написанная в прозе Ж.Б. Мольером. Название ее Мещанин во дворянстве. Центральный персонаж пьесы – Журден, удачливый и богатый торговец, заболевший неукротимым желанием вести тот образ жизни, который свойствен аристократам....смотреть целиком
  6. Своеобразие комедии «Мещанин во дворянстве»
    По своему жанру - «Мещанин во дворянстве» Мольера - комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии, то нельзя не учесть, что в этом мольеровском творении предусмотрено столь много музыки, балета - интермедий, целых балетных...смотреть целиком
  7. Г-жа Журден
    Г-жа Журден и все остальное семейство противостоит Журдену. Г-жа Журден — истинная мещанка, вполне до­вольная своим положением. Обладая здравым смыс­лом, она не комплексует перед дворянством. Она стремится к одной цели — выбить у мужа из головы блажь,...смотреть целиком